10 июня 2024 г. |
Дело N А56-40333/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Комитета по строительству Ленинградской области Ларионовой Е.Ю. (доверенность от 09.01.2024), от Администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области Михеева А.А. (распоряжение от 21.03.2022 N 07),
рассмотрев 10.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2024 по делу N А56-40333/2023,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по строительству Ленинградской области, адрес: 191028, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 14, лит. А, ИНН 7841386725, ОГРН 1089847177760 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, адрес: 188750, Ленинградская обл., Приозерский р-н, п. Плодовое, ул. Центральная, д. 14, ИНН 4712039414, ОГРН 1054700441290 (далее - Администрация), о взыскании средств субсидий в размере 5 866 400 руб., предоставленных в рамках соглашений от 13.01.2017 N 1/14 и от 14.03.2018 N 2/14, о расторжении соглашений от 13.01.2017 N 1/14 и от 14.03.2018 N 2/14 о порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области муниципальному образованию Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на софинансирование объекта строительства, являющегося муниципальной собственностью и включенного в государственную программу Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области суда от 09.11.2023 в удовлетворении заявленных требований Комитету отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2023 отменено в части, с Администрации в пользу Комитета взысканы средства субсидий в размере 5 866 400 руб., предоставленные по соглашениям от 13.01.2017 N 1/14 и от 14.03.2018 N 2/14, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит обжалуемый судебный акт отменить и отказать Комитету в удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции неправильно установлены обстоятельства дела и не применены нормы права, предусматривающие бюджетную и гражданскую ответственность за неисполнение бюджетных обязательств. По мнению Администрации, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию и лицом, претендующим на субсидию (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), не являются бюджетными правоотношениями, и к таким отношениям сторон по исполнению условий о предоставлении субсидий, могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Как указывает податель жалобы, поскольку денежные средства определены в виде суммы неосновательного обогащения, то и возврат их должен осуществляться с учетом правил и норм по взысканию неосновательного обогащения, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Судом апелляционной инстанции не учтено, что положениями статьи 416 ГК РФ о прекращении обязательства невозможностью исполнения, с учетом объективной и субъективной стороны, в данном случае, ответственность за возврат части бюджетной субсидии не должна применяться. Кроме того, судом не учтено, что показатели, установленные соглашением, не могли быть достигнуты по объективным причинам, по вине третьих лиц. Администрацией объект введен в эксплуатацию в более поздние сроки, однако достигнуты общие социальные цели соглашения и целевой показатель, и принятие решения о возврате субсидий не может основываться лишь на одном факте нерезультативности и неэффективности окончания работ по строительству объектов к установленному сроку, без учета конкретных обстоятельств.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить ее без удовлетворения, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что приложением N 38 к Областному закону Ленинградской области от 09.12.2016 N 90-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждена адресная инвестиционная программа, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2017 год.
Программной частью адресной инвестиционной программы предусмотрены субсидии муниципальным образованиям для реализации в 2017 году государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", в том числе, на решение вопросов реализации подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области" предусмотрено 830862,5 тыс. руб., и главным распорядителем бюджетных средств определен Комитет.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.03.2016 N 54 утвержден перечень объектов подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" (далее - Постановление N 54).
Приложением N 11 к Областному закону Ленинградской области от 21.12.2017 N 82-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утверждена адресная инвестиционная программа, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2018 год.
Программной частью адресной инвестиционной программы предусмотрены субсидии муниципальным образованиям для реализации в 2018 году государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", в том числе, на решение вопросов реализации подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области" предусмотрено 522089,6 тыс. руб., и главным распорядителем бюджетных средств определен Комитет.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.12.2017 N 599 утвержден перечень объектов подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" (далее - Постановление N 599).
Как установлено судами на основании материалов дела, в целях реализации мероприятий, предусмотренных адресной инвестиционной программой, между Комитетом и Администрацией заключены: соглашение от 13.01.2017 N 1/14 о порядке предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области муниципальному образованию Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на софинансирование объекта строительства, являющегося муниципальной собственностью и включенного в государственную программу Ленинградской области (далее - соглашение N 1/14) и соглашение от 14.04.2018 N 2/14 о порядке предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области муниципальному образованию Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на софинансирование объекта строительства, являющегося муниципальной собственностью и включенного в государственную программу Ленинградской области (далее - соглашение N 2/14).
В соответствии с Постановлением N 54 и соглашением N 1/14 в 2017 году Администрации перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 58 261 245 руб. 80 коп. (использовано 30 341 245 руб. 80 коп., остаток составил 27 920 000 руб.)
В соответствии с Постановлением N 599 и соглашением N 2/14 в 2018 году Администрации перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 86 484 850 руб. (использовано 76 668 703 руб. 17 коп., остаток 9 816 146 руб. 83 коп.).
В рамках исполнения условий соглашений N 1/14 и N 2/14 Администрацией был заключен с ООО "Арктика" муниципальный контракт от 20.10.2017 N 5252/17 на выполнение работ по объекту: "Завершение строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном на 40 человек (с использованием конструкций объекта незавершенного строительства) по адресу: Ленинградская область, Приозерский район пос. Плодовое" (далее - контракт), цена контракта 139 600 000 руб.
В Комитет были представлены отчеты об использовании субсидий и платежные поручения, согласно которым размер использованной субсидии в 2017 году составил 30 341 245 руб. 80 коп., в 2018 году - 76 668 703 руб. 17 коп.
Контрольно-счетной палатой в ходе проверки выполненных объемов работ на объекте "Проект комплексного обустройства площадок под комплексную жилищную застройку, пос. Плодовое, в том числе строительство оздоровительного комплекса (с бассейном на 40 человек), в том числе проектные работы" в рамках проверки целевого использования средств областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" за 2016-2017 годы и 1 квартал 2018 года, выявлен факт невыполнения фактически оплаченных работ по контракту на сумму 5 866 447 руб. 88 коп. (акт проверки выполненных объемов работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства от 18.06.2018).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 по делу N А56-118555/2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019, с ООО "Арктика" в пользу Администрации взыскано 5 866 447 руб. 88 коп. неосновательного обогащения (стоимость фактически оплаченных, но не выполненных работ).
Ссылаясь на то, что Администрацией в нарушение пункта 3.2.8 соглашения N 1/14 и пункта 3.2.10 соглашения N 2/14 не исполнены обязательства по обеспечению целевого показателя результативности и эффективному использованию средств субсидии, предоставляемой из средств областного бюджета, Комитет направил в адрес Администрации претензию от 17.03.2023 N кстр-02-3383/2023 о возврате в бюджет Ленинградской области средств субсидий в размере 5 866 400 руб.
Поскольку указанная претензия Комитета была оставлена Администрацией без удовлетворения, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в удовлетворении требований Комитету отказал.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился в части и взыскал с Администрации в пользу Комитета средства субсидий в размере 5 866 400 руб., предоставленные по соглашениям N 1/14 и N 2/14, а в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ), которым в рассматриваемом случае является Администрация.
Как следует из материалов дела, приложением N 3 к дополнительному соглашению от 28.12.2017 N 3 к соглашению N1/14 утверждены показатели результативности предоставления субсидий, а именно - 17% строительной готовности объекта на конец 2017 года после использования субсидии (плановое), а приложением N 3 к дополнительному соглашению от 26.12.2018 N 3 к соглашению N 2/14 утверждены показатели результативности предоставления субсидий, а именно - 75% строительной готовности объекта на конец 2018 года после использования субсидии (плановое).
В соответствии с пунктом 3.2.8 соглашения N 1/14, пунктом 3.2.10 соглашения N 2/14 муниципальный заказчик (Администрация) обеспечивает адресность, целевой и эффективный характер использования средств субсидии и исполнение в полном объеме обязательств, установленных соглашением.
В соответствии с пунктом 3.2.9 соглашения N 1/14, пунктом 3.2.11 соглашения N 2/14 муниципальный заказчик (Администрация) обеспечивает результативность использования средств субсидии.
Таким образом, как верно указал суд апелляционной инстанции, Администрация, являясь муниципальным заказчиком, приняла на себя обязательства по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств.
В рамках соглашения N 1/14 в 2017 году Администрации были перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 58 261 245 руб. 80 коп., в рамках соглашения N 2/14 в 2018 году Администрации были перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование объекта строительства в размере 86 484 850 руб.
С целью исполнения условий соглашений N 1/14 и 2/14 Администрацией был заключен с ООО "Арктика" контракт на выполнение работ по объекту: "Завершение строительства спортивно-оздоровительного комплекса с бассейном на 40 человек (с использованием конструкций объекта незавершенного строительства) по адресу: Ленинградская область, Приозерский район пос. Плодовое, цена контракта 139 600 000 руб.
В Комитет были представлены отчеты об использовании субсидий и платежные поручения, согласно которым размер использованной субсидии в 2017 году составил 30 341 245 руб. 80 коп. и в 2018 году - 76 668 703 руб. 17 коп.
Вместе с тем, Контрольно-счетной палатой в ходе проверки выполненных объемов работ в рамках проверки целевого использования средств областного бюджета Ленинградской области на реализацию мероприятий государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" за 2016-2017 годы и 1 квартал 2018 года, был выявлен факт невыполнения фактически оплаченных работ по контракту на сумму 5 866 447 руб. 88 коп., что зафиксировано в акте проверки от 18.06.2018.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 по делу N А56-118555/2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2019, с ООО "Арктика" в пользу Администрации было взыскано 5 866 447 руб. 88 коп. неосновательного обогащения (стоимость фактически оплаченных, но не выполненных работ).
Таким образом, как правомерно указал апелляционный суд, факт оплаты Администрацией фактически не выполненных ООО "Арктика" по контракту работ на сумму 5 866 447 руб. 88 коп. был установлен судебными актами по делу N А56-118555/2018.
При этом суд принял во внимание, что доказательств того, что денежные средства в размере 5 866 447 руб. 88 коп. были возвращены ООО "Арктика" Администрации и впоследствии возвращены в бюджет Ленинградской области, в материалы дела Администрацией не представлено.
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто Администрацией, что исполнительный лист от 01.04.2019 серии ФС N 035089674 по делу N А56-118555/2018 был направлен Администрацией в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства, однако исполнительное производство было прекращено 30.09.2021, в связи с тем, что в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены сведения о прекращении деятельности ООО "Арктика".
Как верно указал суд апелляционной инстанции, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о нарушении Администрацией условий соглашений N 1/14 и N 2/14 и норм бюджетного законодательства, выразившихся в недостижении установленных указанными соглашениями показателей результативности и эффективности предоставления субсидии из бюджета Ленинградской области на строительство объекта, и свидетельствуют о том, что Администрацией не исполнены обязательства по обеспечению целевого показателя результативности и эффективному использованию предоставленной субсидии, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с Администрации в пользу Комитета средства субсидий в размере 5 866 400 руб., предоставленные по соглашениям N 1/14 и N 2/14.
Оснований не согласиться с указанным выводом у суда кассационной инстанции не имеется.
Суд апелляционной инстанции также обоснованно отклонил доводы Администрации о том, что спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном на 40 человек введен в эксплуатацию в 2023 году (в целях достижения установленных соглашениями N 1/14 и N 2/14 целевых показателей результативности и эффективности использования средств субсидии Администрацией были заключены муниципальные контракты от 01.12.2021 и от 03.08.2022 с ООО "Стройэнерготехнологии" на завершение строительства объекта), поскольку в соответствии с условиями соглашений N 1/14 и N 2/14 целевые показатели результативности должны были быть достигнуты по соглашению N 1/14 - на конец 2017 года, а по соглашению N 2/14 - на конец 2018 года, и ввод объекта в эксплуатацию только в 2023 году не свидетельствует о достижении целевых показателей результативности и эффективности использования средств субсидии по указанным соглашениям и соблюдении Администрацией принципа эффективности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ).
Ссылки Администрации на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям норм не только бюджетного законодательства, но и норм Гражданского кодекса Российской Федерации (поскольку денежные средства определены в виде суммы неосновательного обогащения, то и возврат их должен осуществляться с учетом правил и норм по взысканию неосновательного обогащения, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации), отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку к правоотношениям по предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации подлежат применению нормы бюджетного законодательства (в отличии от правоотношений между Администрацией и производителем товаров, работ, услуг).
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2024 по делу N А56-40333/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования Плодовское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что Администрация не выполнила условия соглашений о предоставлении субсидий, что привело к необходимости возврата средств в размере 5 866 400 руб. Суд апелляционной инстанции подтвердил законность взыскания, указав на недостижение целевых показателей результативности и эффективности использования бюджетных средств. Кассационная жалоба Администрации была отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2024 г. N Ф07-5416/24 по делу N А56-40333/2023