13 июня 2024 г. |
Дело N А56-81715/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Свистуновой Н.В. (доверенность от 09.01.2024), от Министерства обороны Российской Федерации Захаровой А.В. (доверенность от 25.09.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-81715/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190031, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, корп. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Учреждение), о взыскании 290 089 руб. 36 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, 36 516 руб. 57 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 14.07.2023, с ее последующим начислением, начиная с 15.07.2023 по дату фактического погашения задолженности, а при отсутствии или недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением от 04.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.12.2023 и постановление апелляционного суда от 19.02.2024, принять новый судебный акт, которым в иске к Министерству отказать.
По мнению подателя жалобы, обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на нанимателей специализированных жилых помещений, а не на соответчиков. Суды неправомерно привлекли Министерство к субсидиарной ответственности по долгам Учреждения.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Учреждение извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия находятся многоквартирные жилые дома по адресам: Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 38, лит. А; Санкт-Петербург, Окраинная ул., д. 9, лит. Б. (далее - МКД).
В обоснование иска Предприятие сослалось на то, что оно оказывает коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению в МКД на основании прямых договоров с собственниками.
Задолженность Предприятия и Министерства за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в общей сумме составляет 290 089 руб. 36 коп., в отношении следующих жилых помещений в Санкт-Петербурге:
- Новороссийская ул., д. 38, лит. А, кв. 20, период 26.08.2022 - 28.02.2023,
- Новороссийская ул., д. 38, лит. А, кв. 18, период 26.08.2022 - 28.02.2023,
- Новороссийская ул., д. 38, лит. А, кв. 14, период 29.08.2022 - 28.02.2023,
- Новороссийская ул., д. 38, лит. А, кв. 22, период 26.08.2022 - 28.02.2023,
- Новороссийская ул., д. 38, лит. А, кв. 34, период 31.08.2022 - 28.02.2023,
- Новороссийская ул., д. 38, лит. А, кв. 35, период 31.08.2022 - 28.02.2023,
- Новороссийская ул., д. 38, лит. А, кв. 47, период 26.08.2022 - 28.02.2023,
- Новороссийская ул., дом 38, литера А, кв. 90, период 29.08.2022 - 28.02.2023,
- Окраинная ул., д. 9, лит. Б, кв. 112, период 16.08.2021 - 28.02.2023,
- Окраинная ул., д. 9, лит. Б, кв. 117, период 16.08.2021 - 28.02.2023,
- Окраинная ул., д. 9, лит. Б, кв. 162, период 17.08.2021 - 28.02.2023,
Указанные объекты недвижимости в спорный период относились к специализированному жилищному фонду Министерства и закреплены на праве оперативного управления за Учреждением.
Предприятие оказывает коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в МКД на основании прямых договоров с собственниками.
В рамках досудебного урегулирования спора Предприятие направило в адрес Учреждения претензию от 24.04.2023 N 58-09/19775 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Претензия оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Учреждением обязательств по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, оказанных в спорный период, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, Учреждение ссылалось на передачу спорных квартир физическим лицами по договорам найма служебного жилого помещения, полагало, что требование об оплате коммунальных услуг должно быть предъявлено к нанимателям.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворил иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 168 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ними имущества.
Поскольку спорные квартиры закреплены за Учреждением на праве оперативного управления, оно должно вносить Предприятию плату за оказанные коммунальные услуги.
Суды обоснованно отклонили довод Учреждения о передаче спорных помещений по договорам найма служебного жилого помещения.
Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (подпункт 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ).
В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Как следует из части 9 статьи 157.2 ЖК РФ положения названной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3,4,6,7 части 2 статьи 153 названного Кодекса.
Согласно позиции, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 N 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1,1.1, 3,4,6,7, части 2 статьи 153 названного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме и в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Следовательно, поскольку в статье 157.2 ЖК РФ идет речь об отношениях с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3,4,6,7, части 2 статьи 153 ЖК РФ, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не относятся ни к одной категории из перечисленных.
Таким образом, модель регулирования по статье 157.2 ЖК РФ не влечет заключение прямых договоров между нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ).
Установив, что Учреждение своевременно не исполнило обязанность по оплате потребленной тепловой энергии, и руководствуясь статьей 332 ГК РФ и пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ, суды признали обоснованным требование Предприятия о взыскании 36 516 руб. 57 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 14.07.2023, с ее последующим начислением, начиная с 15.07.2023 по дату фактического погашения задолженности.
Апелляционный суд проверил расчет неустойки и признал его не противоречащим действующему законодательству и условиям Договора. Контррасчет неустойки ответчик не представил, документально расчет не опроверг.
С учетом правового подхода, сформированного Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12.05.2020 N 23-П и Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 17.06.2022 N 307-ЭС21-23552, от 06.02.2023 N 309-ЭС22-18499, в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022, суды также пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для привлечения Министерства обороны к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам автономного Учреждения и в отсутствие процедуры ликвидации последнего.
В определении от 06.02.2023 N 309-ЭС22-18499 Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 12.05.2020 N 23-П, нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора учреждения на основании положений статьи 426 ГК РФ вступить с ним в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили заявленные Предприятием требования за счет основного и субсидиарного должников.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-81715/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности за коммунальные услуги с учреждения, находящегося в оперативном управлении, и его субсидиарного должника. Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на учреждении, несмотря на наличие договоров найма с физическими лицами. Кассационная жалоба была отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2024 г. N Ф07-7485/24 по делу N А56-81715/2023