18 июня 2024 г. |
Дело N А21-9604/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тихомирова Бориса Станиславовича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А21-9604/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тихомиров Борис Станиславович (ОГРНИП 322390000008551) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Куршская коса" (238535, Калининградская обл., Зеленоградский р-н, п. Рыбачий, ул. Лесная, д. 7; ОГРН 1023902052624; ИНН 3918005008; далее - Учреждение), изложенного в письме от 10.07.2023 N 1175-1, об обязанности заявителя получить в Учреждении на платной основе разрешения на использование изображений эмблемы, компонентов природной среды, природных объектов, природных комплексов, объектов исторического, культурного и природного наследия, историко-культурных комплексов и объектов Национального парка "Куршская коса".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6, корп. 1; ОГРН 1027700221450; ИНН 7710256289 далее - Минприроды России).
Решением суда первой инстанции от 01.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 22.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тихомиров Б.С., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение письмом от 10.07.2023 N 1175-1 уведомило Тихомирова Б.С. о необходимости в срок до 01.10.2023 получить в Учреждении разрешение на использование изображений эмблемы, компонентов природной среды, природных объектов, природных и историко-культурных комплексов Национального парка "Куршская коса", а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражной продукции и товаров народного потребления, как характерных особенностей данной особо охраняемой природной территории, в словесных, изобразительных и объемных обозначениях и их комбинациях.
Согласно приказу Учреждения от 01.03.2022 N 41 стоимость разрешения составляет 25 000 руб. и по усмотрению Учреждения может выдаваться как на три месяца, так и на календарный год.
Тихомиров Б.С. не согласился с письмом Учреждения и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об их неправомерности и необоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 1); федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, имеют свою символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности национальных парков), порядок утверждения и использования которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки (пункт 6).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 N 1168 "О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации" предусмотрено, что символика (флаги, вымпелы, эмблемы и другие) государственных природных заповедников и национальных парков утверждается федеральными органами исполнительной власти и Российской академией наук, в ведении и управлении которых они находятся; символика должна включать в себя полное или официальное сокращенное наименование государственного природного заповедника или национального парка; государственные природные заповедники и национальные парки обладают исключительным правом на использование своей символики (пункт 1).
На основании пункта 2 данного Постановления разрешения на использование юридическими и физическими лицами символики государственных природных заповедников и национальных парков выдаются их дирекциями на платной основе. Использование символики государственных природных заповедников и национальных парков без разрешений, выдаваемых их дирекциями, не допускается. Средства, полученные от выдачи разрешений на использование указанной символики, поступают в распоряжение соответствующего государственного природного заповедника или национального парка.
Приказом Минприроды России от 25.01.2018 N 22 утвержден Порядок утверждения и использования символики федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками (далее - Порядок N 22).
Согласно пункту 2 Порядка N 22 к символике федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками (далее - учреждения), относятся флаги, вымпелы, эмблемы и другие словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации, отражающие характерные особенности государственных природных заповедников и национальных парков.
Символика учреждений утверждается приказом Минприроды России на основании представления директора учреждения и заключения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации (пункт 3 Порядка N 22).
В силу пункта 7 Порядка N 22 учреждения обладают исключительным правом на использование своей символики.
Как предусмотрено пунктом 9 Порядка N 22, использование юридическими и физическими лицами символики учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, национальными парками, без разрешений, выдаваемых учреждениями, не допускается.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 22 для выдачи разрешения на использование символики учреждения заявитель направляет в адрес учреждения заявку с указанием для юридических лиц - наименования и организационно-правовой формы, места нахождения, банковских реквизитов; для физических лиц - фамилии, имени, отчества (при наличии), паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан), адреса места жительства; вида деятельности; предполагаемого срока действия разрешения.
Право юридических и физических лиц на использование символики действует в течение срока, указанного в разрешении (пункт 12 Порядка N 22).
Согласно пункту 18 Порядка N 22 разрешение выдается после внесения заявителем платы за использование символики учреждения.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что национальный парк "Куршская коса" включен в Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р.
Территория национального парка "Куршская коса" 02.12.2000 включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе международного российско-литовского объекта "Curonian Spit" (пункт 7 Положения о национальном парке "Куршская коса", утвержденного приказом Минприроды России от 09.08.2022 N 516).
В соответствии с пунктом 18 устава Учреждения, утвержденного приказом Минприроды России от 07.11.2018 N 587, Учреждение имеет собственную символику (флаг, вымпел, эмблему и другие), утверждаемую и используемую в установленном порядке.
Согласно пункту 19 устава производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка, ценностей из музейных фондов национального парка, а также их названий и символики, осуществляется с разрешения дирекции Учреждения.
Учреждение выдает разрешения на использование изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории Национального парка "Куршская коса", а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражной продукции и товаров народного потребления (подпункт 24 пункта 23 устава).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что использование изображений эмблемы, компонентов природной среды, природных объектов, природных комплексов национального парка "Куршская коса", как характерных особенностей особо охраняемой природной территории, в словесных, изобразительных и объемных обозначениях и их комбинациях должно осуществляться исключительно на основании разрешения Учреждения.
При этом суды указали, что письмо Учреждения от 10.07.2023 N 1175-1 носит информационный характер и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не содержит обязательных для него указаний, властных предписаний и не влечет для него каких-либо правовых последствий.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Тихомировым Б.С. требований, с чем согласился и апелляционный суд.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Тихомирову Б.С. следует возвратить 150 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2024 по делу N А21-9604/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тихомирова Бориса Станиславовича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Тихомирову Борису Станиславовичу (ОГРНИП 322390000008551) из федерального бюджета 150 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11.01.2024 N 1.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования индивидуального предпринимателя о признании незаконным решения учреждения, обязывающего его получить разрешение на использование символики национального парка. Суд установил, что использование изображений и символов возможно только на основании разрешения, выданного учреждением, и что оспариваемое письмо не нарушает прав заявителя. Кассационная жалоба не была удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2024 г. N Ф07-3422/24 по делу N А21-9604/2023