19 июня 2024 г. |
Дело N А56-84989/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Жуковой Т.В. и Пастуховой М.В.,
при участии от администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Заледеева А.В. (доверенность от 14.11.2023), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мельниковой К.А. (доверенность от 24.11.2023),
рассмотрев 19.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А56-84989/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190031, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, Октябрьский б-р, д. 24, лит. А, ОГРН 1027809009755, ИНН 7820033454 (далее - Администрация), о взыскании 8646 руб. 74 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости тепловой энергии, потребленной по акту о бездоговорном потреблении от 31.03.2023 N 3537.049 в период с октября 2022 по март 2023 года (далее - Акт), а также 647 руб. 16 коп. законной неустойки, начисленной за период с 26.11.2022 по 30.06.2023, с дальнейшим ее начислением до дня фактической уплаты долга.
Решением суда от 20.12.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению подателя жалобы, у Администрации отсутствуют какие-либо полномочия в отношении спорного индивидуального жилого дома. Обязанность по содержанию пустующих жилых помещений государственного жилищного фонда принадлежит получателю соответствующих бюджетных ассигнований, выделенных на оплату коммунальных услуг.
В возражениях на кассационную жалобу Предприятие просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения Предприятия, оказывающего услуги горячего водоснабжения и отопления, находится жилой дом по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, д. Динамо, Павловское шоссе, д. 6, общей площадью 51,7 кв.м., часть которого на праве собственности принадлежит Санкт-Петербургу.
Предприятием выявлен факт потребления тепловой энергии без заключения договора теплоснабжения на указанном объекте, что отражено в Акте.
Предприятие выставило Администрации счета-фактуры для оплаты потребленной в период с октября 2022 по март 2023 года тепловой энергии.
Поскольку Администрация в добровольном порядке не оплатила предъявленную к оплате стоимость ресурса, претензию от 27.04.2023 N 58-08/2218 оставила без удовлетворения, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования Предприятия и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Факт поставки тепловой энергии в спорный объект Администрацией не оспорен.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 9). Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10).
В то же время отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Администрация не согласна с предъявлением ей как к представителю собственника задолженности по оплате тепловой энергии.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Из пункта 3.13.18 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), следует, что администрация района уполномочена в установленном порядке представлять интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N 1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции Администрации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды верно посчитали именно ответчика лицом, обязанным в спорный период оплачивать тепловую энергию, поставленную в жилое помещение.
Разногласий по размеру исковых требований Администрация в кассационной жалобе не приводит.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами первой и апелляционной инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения и постановления.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А56-84989/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания с администрации суммы за неосновательное обогащение в виде стоимости тепловой энергии, потребленной без договора. Судебные инстанции установили, что администрация обязана оплачивать услуги теплоснабжения, поскольку выступает представителем собственника помещений. Кассационная жалоба администрации отклонена, решение и постановление предыдущих судов оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2024 г. N Ф07-5818/24 по делу N А56-84989/2023