26 июня 2024 г. |
Дело N А26-7712/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Прионежская сетевая компания" Андрушко Е.В. (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрев 24.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Прионежская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А26-7712/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Прионежская сетевая компания", адрес: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Новосулажгорская ул., д. 22, ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1а, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - Управление), от 01.06.2023 о наложении штрафа по делу N 010/04/9.21-28/2023 об административном правонарушении, представления от 01.06.2023 N КБ/2217/23 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, решения Федеральной антимонопольной службы, адрес: 123001, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС России), от 24.07.2023 N 09/61301/23 о рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Никандрова Анна Александровна.
Решением суда первой инстанции от 24.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество указывает, что имеет статус производителя электрической энергии, следовательно, в рамках своей деятельности на территориях, где выработка электрической энергии осуществляется с использованием автономных дизельных электростанций не может выступать субъектом административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ. Общество приводит доводы о невозможности применения льготного определения стоимости технологического присоединения, ввиду отсутствия тарифа на оказание услуг по передаче в отношении объектов электросетевого хозяйства на территориях, поименованных в постановлении Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 10.10.2006 N 137 "Об определении гарантирующих поставщиков на территории Республики Карелия и разграничении зон их деятельности в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии".
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, ФАС России и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество необоснованно произвело расчет платы за технологическое присоединение объекта Никандровой А.А. по правилам и ставкам, вступившим в силу с 01.07.2022.
Управлением в адрес Общества вынесено представление от 25.10.2022, согласно которому надлежало, в том числе, исключить из расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств Никандровой А.А. расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства и осуществить расчет платы за технологическое присоединение ее энергопринимающих устройств по правилам и ставкам, действующим на момент подачи ею соответствующей заявки на технологическое присоединение (заявка подана 26.01.2022, недостающие документы представлены 24.03.2022), с последующим размещением в личном кабинете заявителя всех предусмотренных пунктом 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), документов.
Однако 29.11.2022 в адрес Управления поступило заявление Никандровой А.А. (вх. N 832-ЭП/22) с жалобой на действия Общества, выразившиеся в необоснованном требовании оплатить услуги по технологическому присоединению ее энергопринимающих устройств.
В жалобе Никандрова А.А. сослалась, что 23.11.2022 от Общества был получен проект договора, технические условия и счет на оплату услуг по технологическому присоединению в размере 51 067,20 руб. (во исполнение представления от 25.10.2022 из расчета платы исключены расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства). Между тем технические параметры технологического присоединения также были изменены и в качестве точки присоединения обозначена ближайшая проектируемая опора Общества ВЛИ-0,4 кВ ф.03 от ДЭС Войница (пункт 7 Технических условий N КЛ0002-22), в качестве основного источника питания заявлена ДЭС Войница (пункт 8 Технических условий N КЛ0002-22). В первоначально выданных Никандровой А.А. технических условиях в качестве точки присоединения было заявлено РУ-0,4 кВ проектируемой КТП, а в качестве основного источника питания ПС-11-03, Л-11-03; ВЛ-11-03 "Ж"; Проектируемая ТП.
Представляя пояснения и документы в рамках дела об административном правонарушении N 010/04/9.21-556/2022, Общество письмом от 13.09.2022 N 16892 сообщило, что энергоснабжение потребителей на территории д. Войница Калевальского муниципального района Республики Карелия осуществляется без использования объектов, входящих в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и территориальных распределительных сетей, а мощность дизельной электрической станции в д. Войница Калевальского муниципального района составляет 48 кВт и полностью распределена между уже присоединенными объектами потребителей. Ближайший объект Общества, относящийся к территориальным распределительным сетям - линия 10 кВ, посредством которой может быть осуществлено энергоснабжение Никандровой А.А., находится на расстоянии 35,6 км от объекта заявителя.
Никандрова А.А. в своем заявлении обращает внимание, что от ее участка до опоры Общества ВЛИ-0,4 кВ ф. 03 от ДЭС Войница не более 100 м, в связи с чем при таких технических параметрах плата за технологическое присоединение ее объекта должна составлять 550 руб.
Письмом от 25.12.2022 Никандрова А.А. дополнительно сообщила, что в ответ на ее обращение от 24.11.2022 о перерасчете платы за технологическое присоединение и приостановлении действия договора, Общество письмом от 16.12.2022 N 23222 уведомило об аннулировании заявки со ссылкой на отсутствие предусмотренных действующим законодательством механизмов продления и приостановления срока для оплаты, выставленного сетевой организацией счета за технологическое присоединение.
Определением от 16.01.2023 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
Определениями от 16.02.2023, 16.03.2023, 17.04.2023 срок проведения административного расследования антимонопольным органом был продлен.
Установив, что Общество в течение года привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении от 17.05.2023 и вынесло постановление от 01.06.2023 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 900 000 руб. Также Управление выдало Обществу обязательное для исполнения представление от 01.06.2023 N КБ/2217/23, которым на него возложена обязанность в течение месяца со дня получения представления устранить причины и условия, способствовавшие совершению рассматриваемого административного правонарушения.
Решением ФАС России от 24.07.2023 постановление по делу об административном правонарушении от 01.06.2023 N 010/04/9.21-28/2023 и представление от 01.06.2023 N КБ/2217/23 оставлены без изменения.
Общество не согласилось с вынесенными постановлением и представлением, а также принятым ФАС России решением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения. Суд не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В пункте 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им этих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Процедура технологического присоединения предусмотрена в пункте 7 Правил N 861.
В пункте 18 Правил N 861 приведен перечень мероприятий по технологическому присоединению.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что Никандрова А.А. относится к категории заявителей - физических лиц, указанных в пункте 14 Правил N 681.
Особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил N 861, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103 - 112 Правил N 861).
Пунктом 17 Правил N 861 (в редакции, действовавшей на момент подачи Никандровой А.А. заявки на технологическое присоединение), закреплено, что при соблюдении прописанных в Правилах условий (максимальная присоединяемая мощность, расстояние от границ участка до объектов сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения) плата за технологическое присоединение устанавливается в размере не более 550 рублей.
Факт нарушения Обществом пунктов 17 и 19 Правил N 861, выразившегося в необоснованном вменении Никандровой А.А. обязанности по оплате услуг по технологическому присоединению в размере 51 067 руб., подтверждается материалами дела.
Судами принято во внимание, что представленные Никандровой А.А. письмом от 02.05.2023 документы достоверно свидетельствуют о технологическом присоединении соседнего с ее участком участка от сетей Общества.
Более того, в сетевых документах, подтверждающих указанное, идентичен источник питания (ДЭС; ф. 03; ВЛ-0,4 кВ; Войница) и точка присоединения (опора N 40-5 от ф. 03 ВЛ-0,4 кВ ДЭС Войница) с теми, что указаны в технических условиях, вновь выданных Обществом Никандровой А.А.
С учетом того, что заявка Никандровой А.А. на технологическое присоединение подана до 01.07.2022, расстояние от подключаемого объекта Никандровой А.А. до ближайших сетей Общества не превышает 500 метров, при расчете платы за технологическое присоединение в соответствии с мероприятиями, указанными во вновь выданных Никандровой А.А. технических условиях N КЛ0002-22 (строительство ВЛИ-0,4 кВ от опоры N 40-5 ВЛ-0,4 кВ ф. 03 от ДЭС Войница до границы участка заявителя), стоимость услуг за такое технологическое присоединение должна составлять 550 рублей.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам кассационной жалобы, Обществом необоснованно возложена на Никандрову А.А. обязанность по оплате услуг по осуществлению технологического присоединения в размере 51 067 руб.
Обоснования со ссылкой на нормы права позиции Общества о невозможности применения льготных ставок платы при осуществлении технологического присоединения объектов Никандровой А.А. в рамках вновь выданных технических условий не представлено.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Признавая наличие вины Общества в совершенном правонарушении, суды в соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ исходили из того, что им не были приняты все необходимые меры для исполнения требований законодательства, при этом не представлено доказательств объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Доводы, изложенные в жалобе, о том, что Общество не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку судов и их выводы не опровергают. Суды констатировали, Общество, осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 03.06.2010 N 204-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль", включено в Реестр субъектов естественных монополий. Оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии, в связи с чем субъект, оказывающий такие услуги, относится к субъектам естественной монополии. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. Поскольку Общество исполняет функции субъекта естественной монополии (сетевой организации) по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям, в связи с чем в случае несоблюдения требований действующего законодательства при рассмотрении соответствующей заявки подлежит привлечению к административной ответственности как хозяйствующий субъект на основании статьи 9.21 КоАП РФ.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А26-7712/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Прионежская сетевая компания" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Прионежская сетевая компания, адрес: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Новосулажгорская ул., д. 22, ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117, из федерального бюджета 3 000 руб. уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе, перечисленной платежным поручением от 25.04.2024 N 5377.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность наложенного штрафа на организацию за нарушение правил технологического присоединения энергопринимающих устройств, установив, что расчёт платы был произведён необоснованно. Судебные инстанции отметили наличие состава административного правонарушения и отсутствие процессуальных нарушений в ходе разбирательства. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2024 г. N Ф07-7749/24 по делу N А26-7712/2023