26 июня 2024 г. |
Дело N А56-114316/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от жилищно-строительного кооператива N 232 Вершининой И.Е. (доверенность от 27.01.2024), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Рябковой И.А. (доверенность от 27.12.2023),
рассмотрев 24.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 232 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-114316/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 232, адрес: 192071, Санкт-Петербург, пр. Славы, д. 16, лит. А, ОГРН 1027808011692, ИНН 7816011120 (далее - Кооператив), обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1264752-2022/ТКО (далее - Договор).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Решением суда от 04.08.2023 урегулированы разногласия, возникшие при заключении Договора, а именно: пункт 4.1 принят в редакции "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО"; пункт 3.1.6 изложен в редакции "Периодичность вывоза ТКО для потребителей устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства". В Приложении N 1 к Дополнительному соглашению от 30.12.2021 N 1 к Договору графа "Адрес ближайшего объекта" пункта 2 изложена в редакции истца - "пр. Славы д. 18-20"; графа "Количество контейнеров данного типа" изложить в редакции истца пункта 2 - "18"; графа "Метод учета" пункт 2 - "По основаниям, изложенным в пункте 4.1 договора". Остальные пункты договора оставлены в редакции ответчика.
Апелляционный суд постановлением от 19.02.2024 изменил решение от 04.08.2023 в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 договора и приложения N 1, изложив их в редакции Общества (за исключением фразы в приложении N 1 "а также техническими возможностями регионального оператора"), а именно: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов"; в остальной части решение от 04.08.2023 оставил без изменения.
В кассационной жалобе Кооператив указывает, что пункты 1.3, 3.1.9, 3.3.8, 3.3.9, 4.1 и приложение N 1 должны быть изложены в предложенной им редакции. Податель кассационной жалобы полагает, что суды не учли порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, предусмотренный Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), неправомерно не применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Представитель Кооператива в судебном заедании поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражала против ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Кооператив осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу:
Санкт-Петербург, пр. Славы, д. 16, лит. А (далее - МКД), а также предоставляет коммунальные услуги, услуги содержания и ремонта общего имущества собственникам помещений в указанном МКД.
Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Региональный оператор направил Кооперативу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021.
Несогласие с проектом договора послужило основанием для направления Кооперативом региональному оператору договора с протоколом разногласий (письмом от 08.04.2022), получив которое Общество 18.07.2022 информировало Кооператив о том, что направленный протокол разногласий не может быть принят в виду не приложения полного пакета документов.
Поскольку стороны не урегулировали возникшие при заключении Договора разногласия, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции на основании вывода о праве Кооператива выбрать один из указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505) способов коммерческого учета ТКО удовлетворил заявленные требования и признал надлежащей редакцию пункта 4.1 Договора, предложенную Кооперативом.
Апелляционный суд, установив, что Кооператив не представил доказательств организации в месте накопления ТКО раздельного сбора отходов, изменил решение суда и принял редакцию пункта 4.1 Договора регионального оператора (расчетный способ учета ТКО исходя из нормативов их накопления).
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), суд округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В соответствии с пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, форма которого утверждена Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(11) названных правил потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо) в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО (пункт 25 Правил N 1156).
Как следует из материалов дела, при заключении договора между сторонами возникли разногласия, в том числе по способу коммерческого учета количества ТКО.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу статьи 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления относится среди прочего утверждение порядка накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Обзора от 13.12.2023, при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет накопление ТКО в соответствии с установленными правилами, он вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров (пункт 12 Обзора от 13.12.2023).
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
В городе федерального значения Санкт-Петербурге порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержден распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
Как следует из материалов дела, доказательства организации в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора в соответствии с правилами, установленными Порядком N 371-р, истцом не представлены.
При таких обстоятельствах апелляционный суд, принимая во внимание изложенное и руководствуясь приведенными нормативными положениями, обоснованно указал на отсутствие оснований для определения объема накопления ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, на чем настаивает истец, и принял пункт 4.1. в редакции ответчика, предусматривающей способ коммерческого учета ТКО по нормативу накопления отходов.
Руководствуясь частями 1, 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пунктом 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пунктом 3.7.1 Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, суды первой и апелляционной инстанции заключили, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей территории к ним является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и относится к обязанностям управляющей организации, и не возлагает на регионального оператора обязанности по приобретению и предоставлению контейнеров управляющим компаниям.
Исходя из этого, суд кассационной инстанции соглашается с судами об изложении пункта 1.3 договора в редакции ответчика (соответствующей типовой форе договора).
Вопреки доводам Кооператива, суды, учитывая, что ответственность за несвоевременный вывоз ТКО предусмотрена пунктом 17 приложения N 1 Правил N 354, принимая во внимание, что обязанность по уборке контейнерной площадки возложена на организацию, осуществляющую управление МКД в силу части 1 статьи 39 ЖК РФ, Правил N 491, пункта 26 (1) Минимального перечня услуг, правомерно не включили пункт 3.1.9 в Договор.
Пункты 3.3.8 и 3.3.9 в Договор судами не включены, что следует из мотивировочной части обжалуемых Кооперативом судебных актов.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
Поскольку решение суда первой инстанции изменено апелляционным судом, подлежит оставлению в силе последний судебный акт, принятый в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-114316/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 232 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность изменений в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, принятых апелляционным судом, указав на отсутствие доказательств раздельного сбора отходов. Кассационная жалоба не была удовлетворена, поскольку суды первой и апелляционной инстанций обоснованно определили способ учета отходов в соответствии с действующим законодательством.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2024 г. N Ф07-7140/24 по делу N А56-114316/2022