02 июля 2024 г. |
Дело N А56-43199/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Нестеренко А.А. (доверенность от 27.12.2023 N 239),
рассмотрев 01.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-43199/2023,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Шведская Крона", адрес: 197341, Санкт-Петербург, Фермское ш., д. 12, литера А, пом. 22-Н, ОГРН 1117847166821, ИНН 7814499712 (далее - Товарищество), обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1258098-2022/ТКО (далее - Договор).
Решением суда первой инстанции от 17.10.2023 в иске отказано.
Апелляционный суд постановлением от 01.02.2024 отменил решение от 17.10.2023 и урегулировал разногласия, возникшие между Товариществом и Обществом при заключении Договора, изложив спорные условия в следующей редакции:
"Пункт 2.1 Договора: "Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: 969,70 руб./м3, в том числе НДС, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 08.12.2021 N 174-р. В случае изменения единого тарифа на услугу регионального оператора такой тариф применяется к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала применения) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга)";
Пункт 3.3.3 Договора: "Производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором";
Пункт 3.3.9 Договора: "Не допускать складирования в контейнерах не твердых коммунальных отходов, а также уплотнения отходов, препятствующего выгрузке; Контейнер может заполняться только до объема, пока может закрываться его крышка (не выше верхней кромки контейнера). Потребителю запрещается прессовать или уплотнять отходы в контейнере";
Пункт 3.4.1 Договора: "Получать от регионального оператора информацию об изменении установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами";
Пункт 4.1 Договора: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО, такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения";
Пункт 5.1 Договора: "В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора составляет указанный акт в одностороннем порядке с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного Потребителем";
Во включении пункта 6.4 Договора - отказать;
Пункт 10 в части данных уполномоченного лица потребителя:
"телефон +7(921)950-0362, Кисиль А.Н.";
Пункт 1 Приложения N 1 к Договору:
N
Адрес объекта
Кадастровый номер объекта
Идентификационный номер места (площадки) сбора и накопления ТКО
Идентификационный номер места сбора и накопления крупногабаритных объектов
1.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера Б
78:34:0004108:19
78035728
2.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера К
78:34:0410802:3723
78035728
3.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера А
78:34:000410802:18
78035728
4.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера Е
78:34:04010802:1680
78035728
5.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера Ж
78:34:0410802:2736
78035728
6.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера Д
78:34:0410802:1764
78035728
7.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера И
78:34:0410802:3432
78035728
8.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера З
78:34:0410802:2622
78035728
9.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 12, литера Л
78:34:0410802:3546
78035728
10.
Санкт-Петербург, Фермское шоссе, дом 10, литера А
78:34:0410802:1121
78035728
Пункт 2 Приложения N 1 к Договору:
N
Адрес ближайшего объекта
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов
Долгота
Широта
контейнеры
Метод учета
Объем
Тип
Кол-во
1.
Фермское ш., 10
78035728
30,31
60,01
1,1; 0,77
1,1; 0,77
4
Норматив
2.
Фермское ш., 12А
78035728
30,31
60,01
0,77
0,77
4
Норматив
3.
Фермское ш., 12Б
78035728
30,31
60,01
1,1; 0,77
1,1; 0,77
6
Норматив
4.
Фермское ш., 12К
78035728
30,31
60,01
1,1; 0,77
1,1; 0,77
6
Норматив
Периодичность для потребителя устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства;
Потребитель вправе инициировать изменение периодичности вывоза ТКО путем корректировки графика обслуживания мест (площадок) накопления ТКО в личном кабинете потребителя или на основании письменной заявки, направленной в адрес регионального оператора и согласования изменений периодичности вывоза ТКО сторонами договора;
Периодичность вывоза ТКО для потребителя может корректироваться региональным оператором в зависимости от количества образуемых отходов и сезонности с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения захламления мест (площадок) накопления ТКО".
Пункт 3 Приложения N 1 к Договору:
3. Расчет объема твердых коммунальных отходов
N п/п
Расчетная единица, в отношении которой установлен норматив накопления
Показатель расчетной единицы
Норматив накопления, куб. м
Объем ТКО в год, куб. м.
1
Квадратный метр жилой площади
4013
0,0792
317,8296
2
Квадратный метр жилой площади
6089,8
0,0792
482,31216
3
Квадратный метр жилой площади
7836
0,0792
620,6112
4
Квадратный метр жилой площади
3777,3
0,0792
299,16216
5
Квадратный метр жилой площади
3773,4
0,0792
298,85328
6
Квадратный метр жилой площади
5436,1
0,0792
430,53912
7
Квадратный метр жилой площади
5524,2
0,0792
437,51664
8
Квадратный метр жилой площади
5417,5
0,0792
429,066
9
Квадратный метр жилой площади
7280,3
0,0792
576,59976
10
Квадратный метр жилой площади
7247,5
0,0792
574,002
Итого
4466,49192
Приложение N 2 к Договору: "Информация о географических координатах размещения места (площадки) накопления ТКО указана в Приложении N 1 к настоящему договору".
Апелляционный суд также распределил судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску и взыскал с Общества в пользу Товарищества 6 000 руб.
В кассационной жалобе Общество ссылается на пропуск Товариществом срока исковой давности на обращение в суд для урегулирования разногласий по Договору; приводит доводы о неправомерном взыскании с регионального оператора государственной пошлины по иску.
Представитель Общества в судебном заедании поддержал доводы кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Товарищества, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Региональный оператор 21.03.2022 направил Товариществу, осуществляющему управление многоквартирным домом по адресу:
Санкт-Петербург, Фермское ш., д. 12, проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, составленный на основании типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Несогласие с проектом договора послужило основанием для направления Товариществом региональному оператору договора с протоколом разногласий, получив которое Общество 08.06.2022 направило протокол согласования разногласий.
Поскольку стороны не урегулировали возникшие при заключении Договора разногласия, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции нашел обоснованным заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности и отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и принял новый судебный акт, которым урегулировал разногласия по Договору.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), суд округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
В пунктах 2, 4 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8(10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 ГК РФ.
Урегулирование разногласий в судебном порядке направлено на установление определенности в правоотношениях сторон. При этом в силу третьего абзаца пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности.
Апелляционный суд правомерно рассмотрел разногласия по Договору по существу.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов судов.
С учетом результата рассмотрения заявленных требований нарушений по распределению судебных расходов на основании статьи 110 АПК РФ не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, апелляционным судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-43199/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 ГК РФ.
Урегулирование разногласий в судебном порядке направлено на установление определенности в правоотношениях сторон. При этом в силу третьего абзаца пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в удовлетворении иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2024 г. N Ф07-6240/24 по делу N А56-43199/2023