11 июля 2024 г. |
Дело N А42-11982/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Пастуховой М.В., Серовой В.К.,
рассмотрев 11.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А42-11982/2022,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, Планетная ул., д. 3, корп. 2, эт. 1, пом. 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), о взыскании задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения за период с сентября 2021 года по октябрь 2022 года в размере 20 680 руб. 97 коп. и пени по состоянию на 27.12.2022 в размере 3 913 руб. 25 коп., с последующим начислением пеней по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда от 12.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2024, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ФГАУ "Росжилкомплекс", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 12.10.2023 и постановление от 13.02.2024 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, судами не учтены доказательства отсутствия регистрации права оперативного управления за ним.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом приема-передачи от 21.04.2021 ФГАУ "Росжилкомплекс" приняло во владение служебные помещения N 25, 26, 28 общей площадью 123 кв. м, расположенные в здании по адресу: Мурманская обл., Печенгский р-н, пгт Печенга, Печенгское шоссе, д. 8, закрепленные на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) направило в адрес ФГАУ "Росжилкомплекс" (абонент) единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 05-03-51-02-184 (далее - Договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязался оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном Договором.
Согласно пункту 1 Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства также обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором, соблюдать в соответствии с Договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Пунктом 4 Договора установлена дата начала подачи холодной воды и приема сточных вод - 21.04.2021.
В соответствии с пунктом 9 Договора абонент вносит оплату по Договору за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Подпунктом "д" пункта 16 Договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Условиями подпункта "г" пункта 17 Договора предусмотрено, что абонент обязан среди прочего установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном в Договоре, в случае если установка таких приборов предусмотрена правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 21 - 23 Договора коммерческий учет полученной холодной воды/отведенных сточных вод обеспечивает абонент. Количество поданной холодной воды и принятых организацией водопроводно-канализационного хозяйства сточных вод определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет сточных вод, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды и учета сточных вод по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, коммерческий учет осуществляется расчетным способом.
Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 5 к Договору.
Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший холодную воду, услуги водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей холодное водоснабжение, водоотведение, пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты (пункт 59 Договора).
В соответствии с пунктом 62 Договор действует с 12.04.2021 по 31.12.2021 с возможностью дальнейшей пролонгации.
Договор, подписанный ФГАУ "Росжилкомплекс", в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" не поступил.
ФГБУ "ЦЖКУ" в период с сентября 2021 года по октябрь 2022 года оказывало ФГАУ "Росжилкомплекс" услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в отношении переданных в управление служебных помещений.
ФГБУ "ЦЖКУ" выставило к оплате счета за период с января по октябрь 2022 года на сумму 20 680 руб. 97 коп.
В связи с тем, что оказанные услуги не были оплачены, а направленная в адрес ФГАУ "Росжилкомплекс" претензия осталась без удовлетворения, ФГБУ "ЦЖКУ" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды согласились с доводами ФГБУ "ЦЖКУ" и, признав представленный им расчет задолженности и неустойки правомерным, удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив в порядке статей 9, 41, 65, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 307 - 310, 330, 539, 544, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", установив, что ответчику переданы на праве оперативного управления служебные помещения, находящиеся под управлением ФГБУ "ЦЖКУ", учитывая установленную законом обязанность ответчика нести бремя расходов и оплатить услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно удовлетворил иск.
Кассационная инстанция, соглашаясь с такими выводами судов, исходит из соответствия установленных судами фактических обстоятельств имеющимся в деле доказательствам и правильного применения относительно установленных обстоятельств норм материального и процессуального права, отмечая при этом, что суд кассационной инстанции не вправе в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций.
Довод жалобы ФГАУ "Росжилкомплекс" о том, что судами не учтены доказательства отсутствия регистрации за ним права оперативного управления на спорные помещения, в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялся, не был предметом их рассмотрения, фактически сводится к несогласию с выводами судов и направлен на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При рассмотрении настоящего дела судами учтено, что материалами дела подтверждены нахождение спорных служебных помещений в собственности Российской Федерации и передача их ФГАУ "Росжилкомплекс" в оперативное управление; документального подтверждения того, что спорные помещения выбыли из его ведения, в материалах дела не содержится; оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется в связи с отсутствием таких полномочий (статьи 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Более того, кассационная инстанция считает необходимым отметить, что при рассмотрении дела судами установлено, что за ранее истекший период (июль-август 2021 года) ФГАУ "Росжилкомплекс" стоимость оказанных ФГБУ "ЦЖКУ" услуг по Договору была оплачена в полном объеме.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что между сторонами сложились фактические договорные отношения, согласно которым ФГАУ "Росжилкомплекс" обязалось нести расходы за оказанные услуги.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными на основании имеющихся в деле доказательств, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А42-11982/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе ФГАУ "Росжилкомплекс", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 12.10.2023 и постановление от 13.02.2024 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
...
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив в порядке статей 9, 41, 65, 70, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 307 - 310, 330, 539, 544, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", установив, что ответчику переданы на праве оперативного управления служебные помещения, находящиеся под управлением ФГБУ "ЦЖКУ", учитывая установленную законом обязанность ответчика нести бремя расходов и оплатить услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно удовлетворил иск."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июля 2024 г. N Ф07-7050/24 по делу N А42-11982/2022