19 июля 2024 г. |
Дело N А56-66970/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от товарищества собственников жилья "Кондоминиум-72" Исакас Д.И. (доверенность от 18.10.2023), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Рябковой И.А. (доверенность от 27.12.2023),
рассмотрев 15.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А56-66970/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Кондоминиум-72", адрес: 194291, Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 72, корп. 1, ОГРН 1037804020759, ИНН 7802081984 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании существенных условий договора от 30.12.2021 N 1262785-2022/ТКО (далее - Договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), а именно: изложить спорные условия в следующей редакции:
п. 1.3 - "В рамках настоящего Договора потребителем организована двухпоточная система складирования (накопления) ТКО:
контейнер 0,66 куб. м синего цвета для смешанных сухих ТКО (бумаги, пластика, металла и стекла),
контейнер 0,66 куб. м зеленого цвета для смешанных влажных ТКО, установленных в помещении N III, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД);
п. 4.1 - "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом:
расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и вывезенных за расчетный период";
в приложении N 1 к Договору столбец 9 заменить "По объему и количеству вывезенных контейнеров".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 27.07.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.01.2024, спорные пункты Договора изложены в следующей редакции:
п. 1.3 - "В рамках настоящего Договора потребителем организована двухпоточная система складирования (накопления) ТКО:
контейнер 0,66 куб. м синего цвета для смешанных сухих ТКО (бумаги, пластика, металла и стекла),
контейнер 0,66 куб. м зеленого цвета для смешанных влажных ТКО, установленных в помещении N III, входящем в состав общего имущества МКД;
п. 4.1 - "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" следующим способом:
расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО и вывезенных за расчетный период";
в приложении N 1 к договору столбец 9 заменить "По объему и количеству вывезенных контейнеров".
В кассационной жалобе (с дополнением) Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым изложить спорные пункты в редакции ответчика. Как полагает Общество, судами не принято во внимание, что организация раздельного накопления ТКО в мусороприемных камерах нарушает нормы безопасности при эксплуатации технических систем МКД. В связи с отсутствием места накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО) и наличием мусороприемных камер применение способа учета ТКО исходя из количества и объема установленных контейнеров невозможно. Кроме того, суды не рассмотрели заявление ответчика о согласовании существенных и взаимосвязанных условий Договора, в котором обоснована необходимость определения места накопления КГО и внесения данных сведений в приложение N 1 к Договору. Общество со ссылками на материалы фотофиксации настаивает на отсутствии завершенной организации и неисполнении ТСЖ раздельного сбора ТКО ввиду неподписания дополнительного соглашения, установки и использования контейнера ненадлежащего цвета и отсутствия на обоих контейнерах соответствующих обозначений.
В составе суда произведена замена отсутствующего по уважительной причине судьи Алешкевича О.А. на судью Кудина А.Г., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала (статья 18 АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы (с учетом дополнений), представитель ТСЖ возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Комитет явку представителей в судебное заседание не обеспечил, что не препятствует рассмотрению дела с учетом части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.03.2022 в адрес истца от ответчика поступил проект Договора в отношении МКД по адресу: Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 72, корп. 1, лит. А.
Согласно пункту 1.3 Договора способ складирования ТКО в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе КГО: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/на специальных площадках складирования КГО.
Учет объема и (или массы) ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (пункт 4.1 Договора).
В приложении N 1к Договору указаны географические координаты места (площадки) накопления ТКО, объем (0,66) и количество (2) контейнеров, метод учета - норматив.
После ознакомления с условиями Договора истец направил ответчику протокол разногласий к Договору (включая пункт 4.1).
От ответчика 23.06.2022 поступил протокол урегулирования разногласий к Договору, в котором он подтвердил редакцию регионального оператора.
Как указали суды, ответчик 20.09.2022 уведомлен о переходе ТСЖ на двухконтейнерную (двухпоточную) систему раздельного накопления ТКО с 01.10.2022 (письмо от 16.09.2022 исх. N 02/09).
Ответчик 13.10.2022 предложил рассмотреть вопрос использования двухпоточной системы раздельного накопления ТКО на контейнерной площадке, которое принято ТСЖ (от 13.10.2022 исх. N НЭ0/2022-10712).
Истец 19.10.2022 повторно уведомил о переходе с 01.10.2022 на двухконтейнерную (двухпоточную) систему раздельного накопления ТКО (от 19.10.2022 N 01/10).
Ответчик 01.11.2022 направил письмо о разъяснении по вопросу организации раздельного накопления отходов.
Истец 03.11.2022 письмом дополнительно сообщил о расположении контейнерной площадки в помещении общего имущества МКД, в котором имелись два контейнера синего (для смешанных сухих ТКО) и зеленого (для смешанных влажных ТКО) цвета, указал, что за наполнением контейнером ведется контроль ответственным лицом.
Истец 06.12.2022 письмом сообщил, что по решению собственников МКД контейнеры для двухпоточной системы раздельного накопления отходов решено расположить в помещении N III, входящем в состав общего имущества МКД.
Истец 15.11.2022 обратился в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга о предоставлении места размещения контейнерной площадки у спорного МКД (письмо N 4/11).
Администрация района 12.12.2022 сообщила о невозможности разместить контейнерную площадку на прилегающему к дому земельному участку и сообщила, что будет выезд на осмотр территории (исх. N ОБ-23241/22-0-1).
Администрация района 17.01.2023 по итогам осмотра прилегающего земельного участка направила письмо об отсутствии возможности размещения контейнерной площадки без нарушений законодательства.
Отказ от подписания Договора на условиях, предложенных Обществом, послужил основанием для обращения ТСЖ в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил иск.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
При урегулировании разногласий суд первой инстанции принял условия пункта 4.1 Договора в редакции истца, посчитав, что он с учетом пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, вправе выбрать один из способов коммерческого учета ТКО, с чем согласился апелляционный суд.
Между тем судами не учтено следующее.
В данном случае речь идет о МКД.
Разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлены особенности осуществления данного вида услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в МКД, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354). В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Исходя из принципа состязательности суд, осуществляя руководство арбитражным процессом, должен правильно распределить бремя доказывания фактических обстоятельств, в том числе принимая во внимание их материально-правовые интересы.
Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.
Согласно пункту 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156:
контейнерная площадка - место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
КГО - ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлены основные требования к местам (площадкам) накопления отходов.
Так, согласно пунктам 1 и 3 названной статьи накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р утвержден Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 371-р).
Согласно пункту 4.3 Порядка N 371-р при организации раздельного накопления ТКО может применяться пофракционная система раздельного накопления ТКО и двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО.
Согласно пункту 4.4 Порядка N 371-р при применении двухконтейнерной (двухпоточной) системы раздельного накопления ТКО несколько групп однородных отходов - отходы бумаги и картона, отходы пластмасс и металлов, отходы стекла, накапливаются совместно в специализированном контейнере, снабженном соответствующей цветовой и графической маркировкой, предусмотренной положениями настоящего Порядка. Смешанные влажные ТКО подлежат складированию в отдельном контейнере, снабженном соответствующей цветовой и графической маркировкой, предусмотренной положениями настоящего Порядка.
Контейнеры для раздельного накопления ТКО должны иметь соответствующую цветографическую маркировку, с содержанием информации о видах ТКО, группах однородных отходов, подлежащих накоплению, а также должны быть снабжены информационной табличкой, содержащей сведения о сроках вывоза отходов, об организации, осуществляющей транспортирование ТКО (наименование собственника, его почтовый и электронный адрес, номер телефона диспетчерской службы) (пункт 6.2 Порядка N 371-р).
В соответствии с пунктом 5.6 Порядка N 371-р решение о выборе системы раздельного накопления принимается региональным оператором, исходя из наличия технической возможности реализации двухпоточной либо пофракционной системы раздельного накопления в конкретной локации.
Раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункт 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае фактического выполнения потребителем разделения ТКО по установленным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации видам отходов и складирования ТКО в отдельных контейнерах для существующих видов ТКО (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Следует учесть, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ, пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Урегулировав разногласия сторон при заключении Договора, суды определили способ учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров. Однако при этом суды объективным и всесторонним образом не проверили, осуществляет ли Общество фактическое раздельное накопление ТКО в соответствии с утвержденным на территории Санкт-Петербурга Порядком N 371-р, а также соответствие иных условий договора при выборе такого способа учета названному Порядку.
Между тем установление указанных обстоятельств имело существенное значение для разрешения спора, поскольку несоблюдение потребителем утвержденного на территории Санкт-Петербурга порядка раздельного накопления ТКО исключает возможность включения в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2024 N 309-ЭС23-30257).
Общество последовательно настаивало, что само по себе складирование управляющей организацией в разные контейнеры отдельных видов ТКО без соблюдения правил раздельного накопления не свидетельствует об осуществлении отходообразователем раздельного накопления ТКО. Суды не установили допустимость и фактическое осуществление надлежаще организованного раздельного сбора мусора в конкретных условиях. ТСЖ поясняло, что выкатные контейнеры находятся в мусоросборной камере (помещении) с заваренным выходом шахты мусоропровода. Кроме того, судами двух инстанций не проверены доводы ответчика об установке и использовании контейнера ненадлежащего цвета и отсутствии на обоих контейнерах обязательных обозначений.
Кроме того, пунктом 1.3 Договора предусмотрено, что КГО складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках/на специальных площадках складирования КГО. Однако в приложении N 1 к Договору место накопления КГО не отражено, так как при подаче заявки на заключение Договора ТСЖ не указало сведений о наличии бункера или специальной площадки для накопления КГО. Указанное оставлено судами без внимания.
По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Поскольку судами полным и всесторонним образом не установлены и не исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, и нарушены нормы материального права, обжалуемые судебные акты являются преждевременными и подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит принять во внимание указанное, повторно сформировать предмет доказывания, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, оценить представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, после чего принять законное и обоснованное решение, распределить судебные расходы по настоящей кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А56-66970/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Следует учесть, что при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ, пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Урегулировав разногласия сторон при заключении Договора, суды определили способ учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров. Однако при этом суды объективным и всесторонним образом не проверили, осуществляет ли Общество фактическое раздельное накопление ТКО в соответствии с утвержденным на территории Санкт-Петербурга Порядком N 371-р, а также соответствие иных условий договора при выборе такого способа учета названному Порядку.
Между тем установление указанных обстоятельств имело существенное значение для разрешения спора, поскольку несоблюдение потребителем утвержденного на территории Санкт-Петербурга порядка раздельного накопления ТКО исключает возможность включения в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества и объема вывезенных контейнеров (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2024 N 309-ЭС23-30257)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июля 2024 г. N Ф07-5778/24 по делу N А56-66970/2022