06 августа 2024 г. |
Дело N А21-8462/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 06.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тыммы Дмитрия Владимировича решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по делу N А21-8462/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Тымма Дмитрий Владимирович (ОГРНИП 319392600047181) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236006, Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; ОГРН 1023901001552; ИНН 3905011090; далее - Управление) от 16.05.2023 N 039/07/3-355/2023.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тымма Д.В., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Россети Янтарь" (заказчик) на сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение от 10.03.2023 N 32312181838 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку щитов пластиковых и выключателей-предохранителей.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок, утвержденным Советом директоров ПАО "Россети" (протокол заседания от 30.12.2022 N 604; далее - Положение о закупке), документацией о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку щитов пластиковых и выключателей-предохранителей (далее - Документация о закупке).
Согласно протоколу заседания Комиссии по предварительному рассмотрению и оценке по отборочным критериям заявок участников (1391) (в редакции N 1) ЦКК от 27.04.2023 N 28 заявка Тыммы Д.В. отклонена на основании пункта 5.4.1 (а) Документации о закупке в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации ввиду непредставления документов, подтверждающих финансовую устойчивость участника закупки, предусмотренных пунктом 17(10(б)) части II "Информационная карта закупки" - копии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за последний отчетный год и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Тымма Д.В., сославшись на необоснованное требование о предоставлении заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, обратился в Управление с жалобой от 04.05.2023 на действия заказчика.
Решением Управления от 16.05.2023 N 039/07/3-355/2023 жалоба Тымма Д.В. признана необоснованной.
Тымма Д.В. не согласился с решением антимонопольного органа и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого решения, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Закона.
Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке (часть 8 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
Как предусмотрено частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в частности, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9).
Требования к участникам закупки заказчик определяет в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Закона.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно пункту 8.1.6.4 Положения о закупке в документации о закупке должны быть установлены требования к участникам закупок, к документам, предоставляемым в составе заявок, к форме и порядку оформления заявок участников.
В силу подпункта "в" пункта 8.1.6.5 Положения о закупке требования к участникам закупки, а также критерии и порядок оценки заявок устанавливаются в документации о закупке и могут касаться надежности участника закупки.
В целях принятия решения о соответствии заявок участников закупки требованиям документации о закупке Закупочной комиссией осуществляется проверка участника закупки на соответствие требованиям документации о закупке (подпункт "б" пункта 8.1.6.8 Положения о закупке).
В соответствии с пунктом 8.1.6.11 Положения о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке, либо выявлена недостоверная информация (сведения), представленная в заявке участника закупки, в отношении соответствия участника закупки, либо соответствия заявки требованиям, установленным Заказчиком.
Как предусмотрено подпунктом 10 пункта 17 части II "Информационная карта закупки" Документации о закупке, в составе заявки должны быть представлены документы, подтверждающие финансовую устойчивость участника закупки: а) для обычной системы налогообложения: копии годовой бухгалтерской отчетности за последний отчетный год с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; б) для упрощенной системы налогообложения: копии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за последний отчетный год; заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Исходя из этого, Документацией о закупке предусмотрено предоставление заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в случае, если в последнем отчетном году применялась упрощенная система налогообложения.
Вместе с тем, как установлено судами, Тымма Д.В. в составе заявки была представлена последняя на дату окончания подачи заявки (10.04.2023) налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021 год.
В соответствии со статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (пункт 1); вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (пункт 2).
В связи с этим суды пришли к выводу о том, что в составе заявки Тымма Д.В. должен был представить, в том числе, и заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, т.е. полный комплект документов, предусмотренный подпунктом "б" пункта 10 раздела 17 части II "Информационная карта закупки".
Согласно подпункту "а" пункта 5.4.2. Документации о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника на этапе рассмотрения общих частей заявок в случае отсутствия в составе общей части заявки указанных документов.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения Управления упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по делу N А21-8462/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тыммы Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (пункт 1); вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (пункт 2).
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2024 по делу N А21-8462/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тыммы Дмитрия Владимировича - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2024 г. N Ф07-8403/24 по делу N А21-8462/2023