10 августа 2024 г. |
Дело N А66-5958/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Захаровой М.В.,
рассмотрев 08.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2024 по делу N А66-5958/2023,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зуйков Александр Юрьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Территориальное управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство) о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии в установленный статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Тверская обл., р-н Калининский, с/п Щербининское, земельные участки в границах Волжского конного завода, часть земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:2432, площадью 590 986 кв. м, для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на 49 лет, для ведения сельскохозяйственного производства; возложении на Территориальное управление обязанности в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ принять решение об утверждении схемы расположения указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 14.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.04.2024, заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Территориального управления, Федерального агентства, выраженное в непринятии в установленный статьей 39.11 ЗК РФ срок решения по заявлению Предпринимателя от 20.02.2023 об утверждении схемы расположения земельного участка 69:10:0000027:2432 ЗУ (581 413 кв. м) на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, сельское поселение Щербининское, земельные участки в границах Волжского конного завода, часть земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:2432, площадью 590 986 кв. м, для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка сроком на 49 лет для ведения сельскохозяйственного производства; возложил на Территориальное управление и Федеральное агентство обязанность в 15-дневный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление Предпринимателя от 20.02.2023 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка и принять соответствующее решение в порядке статьи 39.11 ЗК РФ; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Территориальное управление, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель 20.02.2023 обратился в Территориальное управление с заявлением об утверждении на основании пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ схемы расположения земельного участка 69:10:0000027:2432 ЗУ (581413 кв. м) на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, с/п Щербининское, земельные участки в границах Волжского конного завода, часть земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000027:2432, площадью 590 986 кв. м, для постановки на кадастровый учет с целью последующего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, сроком на 49 лет, для ведения сельскохозяйственного производства.
Территориальное управление в установленные законом сроки не приняло решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо решение об отказе в утверждении такой схемы.
Указывая на то, что бездействие Территориального управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его права, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции признал требования заявителя обоснованными в части признания незаконным бездействия указанных государственных органов.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно подпунктам 1 - 3, 6 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
Таким образом, при получении заявления Предпринимателя у Территориального управления и Федерального агентства возникла обязанность в порядке подпункта 3 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ обеспечить проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, и принять решения об утверждении схемы или об отказе в утверждении схемы.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.
Поскольку в установленные сроки соответствующее решение по обращению предпринимателя принято не было, суды пришли к обоснованному выводу о незаконном бездействии Территориального управления и Федерального агентства.
В кассационной жалобе Территориальное управление ссылается на то, что им не допущено незаконное бездействие, поскольку оно не вправе принимать решения об утверждении схемы расположения земельного участка, площадь которого превышает 10 гектаров. Между тем указанное обстоятельство относится к сфере внутриведомственного взаимодействия государственных органов и не влияет на существо спорного материального правоотношения, в котором Территориальное управление и Федеральное агентство совместно выступают на одной стороне, обязанной совершить определенные действия в интересах предпринимателя.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2024 по делу N А66-5958/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным бездействие государственного органа, выразившееся в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего аукциона. Суд обязал орган в 15-дневный срок рассмотреть заявление о схеме. Кассационная инстанция оставила без изменения решения нижестоящих судов, подтвердив законность их выводов о нарушении прав заявителя.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 августа 2024 г. N Ф07-10610/24 по делу N А66-5958/2023