12 августа 2024 г. |
Дело N А66-6037/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
рассмотрев 12.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Кувшиновская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по делу N А66-6037/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Кувшиновская центральная районная больница", адрес: 172110, Тверская область, Кувшиновский район, город Кувшиново, улица Семашко, дом 11, ОГРН 1026901915336, ИНН 6929001794 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области, адрес: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24, ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721 (далее - ТФОМС, Фонд) о признании недействительными и отмене результатов внеплановой тематической проверки в отношении больницы, оформленной актом и требованием от 12.04.2023 N 46 в части требования о возврате в бюджет ТФОМС денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 710 889 руб. 65 коп., а также об уплате штрафа в сумме 71 088 руб. 96 коп.
Решением суда от 14.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты.
По мнению подателя жалобы, Учреждением не допущено нецелевого расходования средств ОМС, поскольку денежные средства возвращены в ТФОМС; использование для этого средств ОМС для возврата денежных средств таким нарушением не является. Также податель жалобы полагает, что суды ошибочно не усмотрели оснований для снижения размера штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд, полагая принятые по делу судебные акты законными и обьоснованными, указывает, что средства ОМС не подлежат использованию для возврата ранее израсходованных нецелевым способом средств ОМС; податель жалобы имел возможность исполнить обжалуемое требование от 12.04.2023 N 46 за счет иных источников; основания для снижения Учреждению штрафа отсутствуют.
Учреждение письменно уведомило суд округа о возможности рассмотрения дела в его отсутствие, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 2 статьи 156 и части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается без участия представителей указанного лица.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание также не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фондом с целью осуществления контроля за исполнением результатов ранее проведенной проверки соблюдения законодательства об ОМС и использовании средств ОМС на территории Тверской области в 2022 году проведена выездная документарная внеплановая тематическая проверка использования Учреждением средств ОМС, по итогам которой составлен акт от 12.04.2023.
Согласно акту Фонд в ходе проверки выявил нецелевое использование Учреждением в 2022 году средств ОМС в размере 710 889 руб. 65 коп., что послужило основанием для начисления учреждению штрафа в сумме 71 088 руб. 96 коп. и направления заявителю требования от 12.04.2023 N 46 о перечислении на счет Фонда использованных не по целевому назначению денежных средств в указанной сумме, а также штрафа в названном выше размере.
Не согласившись с результатами названной проверки, оформленной актом и требованием от 12.04.2023 N 46 в части требования о возврате в бюджет ТФОМС денежных средств ОМС в сумме 710 889 руб. 65 коп., а также штрафа в сумме 71 088 руб. 96 коп., Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что направленное ранее Учреждению требование Фонда от 27.09.2022 N 46 об уплате штрафа и возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, исполнено Учреждением за счет средств ОМС, что является нецелевым использованием указанных средств, не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене исходя из следующего.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как разъяснено в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", под нецелевым использованием бюджетных средств понимается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметной доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) под обязательным медицинским страхованием понимается вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных данным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статей 14, 28 и 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Частью 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ установлено, что территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы ОМС определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС, определяет условия оказания медицинской помощи в них.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.08.2015 по делу N 305-ЭС15-2234).
Следовательно, медицинская организация обязана использовать средства ОМС в соответствии с программами ОМС, в том числе базовой программой ОМС и территориальной программой ОМС, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению, должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, но не имеющих при этом целевого назначения.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ ТФОМС осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В рассматриваемом случае судами установлено, что обязанность Учреждения по перечислению нецелевым образом использованных денежных средств ОМС возникла на основании ранее проведенной Фондом проверки за период с 01.09.2020 по 31.08.2022 (акт проверки от 27.09.2022, требование от 27.09.2022 N 46), результаты которой заявителем не оспаривались.
Между тем в ходе последующей внеплановой проверки Фондом выявлено, что для исполнения требования Фонда от 27.09.2022 N 46 Учреждением использованы средства ОМС, полученные им в 2022 году, что не входило в структуру тарифа ОМС, а, следовательно, заявителем вновь допущено нецелевое использование средств ОМС.
Поскольку в силу требований Закона N 326-ФЗ средства ОМС могут использоваться медицинской организацией с учетом структуры тарифа на оплату медицинской помощи по программам ОМС, в которую восстановление средств, использованных нецелевым образом, не включено, суды обоснованно заключили, что Учреждение при восстановлении средств ОМС по требованию от 27.09.2022 допустило расходование денежных средств ОМС, выделенные ему в 2022 году, на цели, не предусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и тарифным соглашением.
Учитывая, что в ходе проверки, проведенной в 2023 году, выявлено новое допущенное учреждением нарушение (новый факт расходования средств ОМС не по целевому назначению), суды верно отметили, что исполнение оспариваемого требования, вопреки доводам заявителя, не влечет двойного устранения одного и того же нарушения.
Учреждением не учитывается, что исправление последствий допущенного правонарушения и несения соответствующей санкции за него путем совершения нового правонарушения не может считаться правомерным.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Фонда имелись предусмотренные статьей 39 Закона N 326-ФЗ основания для включения в итоговую часть акта проверки от 12.04.2023 требования о возврате средств ОМС в спорной сумме, использованных не по целевому назначению, а также для направления учреждению оспариваемого требования о возвращении использованных не по целевому назначению денежных средств и уплате штрафа.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В данном случае размер штрафа определен Фондом в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, оснований считать назначенный штраф несоразмерным характеру и последствиям допущенных нарушений, степени вины и иным обстоятельствам нарушения, суд апелляционной инстанции, рассмотревший дело повторно по имеющимся в материалах дела доказательствам (часть 1 статьи 268 АПК РФ) не усмотрел.
При этом апелляционный суд основывался на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о соразмерности установления правовой ответственности, в том числе ответственности медицинских организаций за использование не по целевому назначению средств ОМС, содержащиеся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П и Определении от 24.10.2013 N 1648-О и не нашел основанных на представленных заявителем доказательствах причин для вывода о несоразмерности начисленного Учреждению штрафа в сумме 71 088 руб. 96 коп. характеру и последствиям допущенного нарушения, степени вины заявителя в совершении нарушения.
Таким образом, доводы кассационной жалобы Учреждения не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по делу N А66-6037/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Кувшиновская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу учреждения здравоохранения, признав законными решения о возврате нецелевых расходов средств обязательного медицинского страхования и наложении штрафа. Суд установил, что учреждение допустило нецелевое использование средств, что подтверждено результатами проверки. Размер штрафа признан соразмерным допущенным нарушениям, а доводы жалобы не подтвердили нарушения норм права.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2024 г. N Ф07-7592/24 по делу N А66-6037/2023