13 августа 2024 г. |
Дело N А56-71131/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ладан К.Я. (доверенность от 31.08.2023),
рассмотрев 12.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А56-71131/2023,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 27.04.2023 по жалобе N Т02-227/23.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Холдинг Групп "А", адрес: 198025, Санкт-Петербург, ул. Межевой Канал, д. 5, лит. АХ, пом. 12-Н, часть 26, 27, оф. 316, ОГРН 1147847326505, ИНН 7804541161.
Решением суда первой инстанции от 05.01.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.04.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в заявленных требованиях, ссылаясь на соответствие поданной ООО "Холдинг Групп "А" в Управление жалобы как в части сроков подачи, так и в части ее содержания. Кроме того, суды не учли, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по подкритерию "Квалификация персонала" фактически не позволял объективно выявить квалификацию участников закупки.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Управление и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалованных судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заказчиком 24.03.2023 на официальном сайте в сети Интернет опубликовано извещение N 506/ОКЭ-ЦДПО/23 о проведении Обществом открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по заправке водой пассажирских вагонов, включая документацию о закупке. Начальная (максимальная) цена контракта: 9 005 376 руб.
Срок окончания подачи заявок: 18.04.2023.
Закупка проводилась на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках) и опубликованного Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд Общества, версия 40 от 08.02.2023.
В Управление от ООО "Холдинг Групп "А" поступила жалоба (от 17.04.2023 вх. N 9245-ЭП/23) на ненадлежащие действия заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении излишних требований по предоставлению в составе заявки формы "Сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара" с указанием наименования товара, единицы измерения, количества товара, а также в представлении документов, подтверждающих наличие права управления транспортным средством категории "С".
Управление вынесло решение от 27.04.2023 по жалобе N Т02-227/23, которым жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях заказчика признаны нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, частей 9, 16 статьи 3.2, части 8, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенные путем неправомерного установления в документации ненадлежащего порядка оценки по подкритерию "Квалификация персонала", не соответствующего предмету закупки и не способствующего выявлению лучших условий оказания услуг (пункт 2); заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).
Выданным в тот же день предписанием заказчику предписано устранить выявленные нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в закупке, проведения и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, действующим Положением о закупках Общества и нормами Закона о закупках. Об исполнении предписания сообщить в УФАС до 26.05.2023 с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с решением и предписанием, Общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с условиями Приложения 1.1 раздела "Технические и функциональные характеристики услуги" исполнитель самостоятельно обеспечивает доставку воды на объекты в соответствии с требованиями ГОСТ 9218-2015. Межгосударственный стандарт "Автомобильные транспортные средства для перевозки пищевых жидкостей. Технические требования и методы испытаний".
В разделе 4 "Место, условия и порядок оказания услуг" Приложения N 1.1 к закупочной документации указаны условия оказания услуг, согласно которым доставка воды и заправка резервуаров должна осуществляться специализированным автотранспортом исполнителя, способами, исключающими возможность возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.
В пункте 2.3 документации заказчиком установлен критерий оценки заявок "Квалификация персонала", согласно которому данный критерий оценивается путем деления количества персонала участника (водитель с правом управления транспортным средством категории "С"), задействованного в оказании услуг, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участником в составе заявки должны быть представлены:
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в Приложении N 1.3 конкурсной документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизитов патентов) и Формы согласия на обработку персональных данных;
- копии гражданско-правовых договоров и (или) трудовых договоров с работниками и (или) иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
- копии патентов, выданных в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;
- документы, подтверждающие наличие права управления транспортным средством категории "С".
Как отметили суды двух инстанций, поскольку оказание услуг по заправке пассажирских вагонов водой должно осуществляться с помощью специализированного транспорта - автоцистерн, подходящих под категорию "С" (автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории "С", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов), управлять данным видом транспорта должен водитель, прошедший профильное обучение и имеющий открытую категорию "С" в действующем водительском удостоверении.
Количество квалифицированного персонала, способного оказывать требуемую услугу, с возможностью замены водителя в непредвиденных ситуациях при условии непрерывного оказания услуг по доставке воды, наличие достаточного персонала обоснованно включено заказчиком в квалификационные критерии для определения лучшего предложения. В данном случае с учетом количества объектов (мест) оказания услуг количество лиц с правом управления транспортным средством категории "С" напрямую связано с предметом закупки и свидетельствует о стабильности и надежности участника, а также о возможности оказания услуг с высокой гарантией качества без риска срыва срока оказания услуг. При этом документация не ограничивает использование только штатных водителей, допуская их привлечение исполнителем на основе гражданско-правового договора, а также участие коллективного участника.
Критерий оценки "Квалифицированный персонал" не является критерием допуска и в случае отсутствия достаточного квалифицированного персонала либо документов, подтверждающих наличие права управления транспортным средством категории "С", заявка такого участника не подлежит отклонению, а рассматривается с иными заявками, поданными на участие в закупке.
Указанный критерий оценки не был произвольным, применяется в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры и позволяет заказчику выявить наилучшие условия исполнения договора и не ограничивает конкуренцию для потенциальных участников.
Кроме того, суды, оценивая реальный, а не мнимый интерес ООО "Холдинг Групп "А", отметили, что им не представлены подтверждения реального намерения участвовать в закупке и наличие возможности для этого (требуемого опыта, ресурсов и т.д.). Суды также негативно оценили соблюдение УФАС пределов рассмотрения жалобы с учетом приведенных в ней конкретных замечаний и доводов (предмета обжалования) (часть 13 статьи 3 Закона о закупках), поскольку замечания сводились не к сути условия о наличии открытой категории "С", а к излишнему требованию о представлении в составе заявки копий водительских удостоверений в целях соблюдения законодательства о защите персональных данных.
В силу указанного суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в действиях заказчика вмененных нарушений Закона N 223-ФЗ и удовлетворили заявленные требования.
Обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена согласно правилам статей 9, 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А56-71131/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал правомерным решение о признании жалобы обоснованной, установив, что заказчик нарушил принципы равноправия и отсутствия дискриминации при проведении закупки. Критерий "Квалификация персонала" был обоснован, но не ограничивал конкуренцию. Суд кассационной инстанции оставил без изменения решения нижестоящих судов, указав на отсутствие нарушений норм права со стороны заказчика.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 августа 2024 г. N Ф07-10095/24 по делу N А56-71131/2023