г. Санкт-Петербург |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А56-71131/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Фолленвейдером Р.А.,
при участии:
от заявителя: Ладан К.Я. по доверенности;
от ответчика: Кузьмина А.П. по доверенности;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4813/2024) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.01.2024 по делу N А56-71131/2023, принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Холдинг Групп "А"
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее -Общество, ОАО "РЖД", заявитель, заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 27.04.2023 по жалобе N Т02-227/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Холдинг Групп "А" (далее - ООО "Холдинг Групп "А").
Решением суда первой инстанции от 05.01.2024 оспариваемые решение и предписание УФАС признаны недействительными.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управлением подана апелляционная жалоба. В жалобе ее податель сослался на ненадлежащим образом установленный заказчиком порядок оценки заявок по подкритерию "Квалификация персонала", так как он фактически не позволял объективно выявить квалификацию участников закупки и не связан с предметом закупки. Также податель жалобы сослался на соответствие поданной ООО "Холдинг Групп "А" в Управление жалобы, как в части сроков ее подачи, так и в части ее содержания.
В судебном заседании представитель Управления жалобу поддержал; представитель ОАО "РЖД" с жалобой не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заказчиком 24.03.2023 на официальном сайте в сети интернет опубликовано извещение N 506/ОКЭ-ЦДПО/23 о проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора оказания услуг по заправке водой пассажирских вагонов, включая документацию о закупке.
Закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД" версия 40 от 08.02.2023.
В Управление от ООО "Холдинг Групп "А" поступила жалоба (вх. N 9245-ЭП/23 от 17.04.2023) на ненадлежащие действия заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении излишних требований по предоставлению в составе заявки формы "Сведения о наименовании страны происхождения поставляемого товара" с указанием наименования товара, единицы измерения, количества товара, а также в предоставлении документов, подтверждающих наличие права управления транспортным средством категории "С".
Рассмотрев жалобу ООО "Холдинг Групп "А", Управлением вынесено решение от 27.04.2023 по жалобе N Т02-227/23, в соответствии с которым жалоба признана обоснованной (пункт 1); в действиях заказчика признаны нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, частей 9, 16 статьи 3.2, части 8, пункта 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем неправомерного установления в Документации ненадлежащего порядка оценки по подкритерию "Квалификация персонала", не соответствующего предмету закупки и не способствующего выявлению лучших условий оказания услуг (пункт 2); заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений (пункт 4).
В соответствии с выданным предписанием от 27.04.2023 по жалобе N Т02-227/23 заказчику предписано устранить выявленные нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 27.04.2023 N Т02-227/23 нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в закупке, проведения и завершения процедуры закупки в строгом соответствии с документацией о закупке, действующим положением о закупках ОАО "РЖД" и нормами Закона о закупках.
Не согласившись с решением и предписанием Управления, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признав недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы УФАС в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Управление, признавая жалобу ООО "Холдинг Групп "А" обоснованной, пришло к выводу о неправомерном установлении заказчиком в документации ненадлежащего порядка оценки по подкритерию "Квалификация персонала", не соответствующего предмету закупки и не способствующего выявлению лучших условий оказания услуг.
Между тем суд первой инстанции, не согласившись с выводами Управления и отменяя оспариваемые решение и предписание, правомерно исходило из того, что предметом закупки по извещению N 506/ОКЭ-ЦДПО/23 являлось оказание услуг по заправке водой пассажирских вагонов.
В соответствии с условиями Приложения 1.1 раздела "Технические и функциональные характеристики услуги" исполнитель самостоятельно обеспечивает доставку воды на объекты в соответствии с требованиями ГОСТ 9218-2015.
В разделе 4 "Место, условия и порядок оказания услуг" Приложения N 1.1 к закупочной документации указаны условия оказания услуг, согласно которым доставка воды и заправка резервуаров должна осуществляться специализированным автотранспортом исполнителя, способами, исключающими возможность возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.
В целях выявления лица, в наибольшей степени отвечающего потребностям заказчика, в пункте 2.3 закупочной документации заказчиком установлен критерий оценки заявок "Квалификация персонала", согласно которому данный критерий оценивается путем деления количества персонала участника (водитель с правом управления транспортным средством категории "С"), задействованного в оказании услуг, имеющемся у каждого (j-ого) участника, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг из всех имеющихся у участников.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участником в составе заявки должны быть представлены:
- документ, подготовленный по Форме сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в Приложении N 1.3 конкурсной документации (с указанием ФИО, даты рождения, СНИЛС, ИНН, реквизитов патентов) и Формы согласия на обработку персональных данных;
- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
- копии патентов, выданных в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ (копии основной и оборотной стороны патента), в случае предоставления участником персонала, являющегося иностранными гражданами;
- документы, подтверждающие наличие права управления транспортным средством категории "С".
Учитывая, что оказание услуг по заправке пассажирских вагонов водой должно осуществляться с помощью автоцистерн, подходящих под категорию "С" (автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобилями категории "С", сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов), управлять данным видом транспорта должен водитель, прошедший профильное обучение и имеющий открытую категорию "С" в действующем водительском удостоверении.
При этом в целях соблюдения положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в соответствии с подпунктом 3.1.4 конкурсной документации участник, подавая заявку, должен подтвердить, что при подготовке заявки на участие в закупке обеспечено соблюдение требований Закона о персональных данных, в том числе о получении согласий и направлении уведомлений, необходимых для передачи и обработки персональных данных субъектов персональных данных, указанных в заявке, в целях проведения закупки, включая согласие на направление ОАО "РЖД" запросов в государственные и иные учреждения, юридическим и физическим лицам в целях получения информации и документов, необходимых для подтверждения достоверности сведений, представленных в составе заявки, а также для подтверждения соответствия участника предлагаемых им товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке.
Таким образом, количество квалифицированного персонала, способного оказывать требуемую услугу, с возможностью замены водителя в непредвиденных ситуациях при условии непрерывного оказания услуг по доставке воды, наличие достаточного персонала справедливо включено заказчиком в квалификационные критерии для определения лучшего предложения.
В данном случае количество лиц с правом управления транспортным средством категории "С" напрямую связано с предметом закупки и свидетельствует о стабильности и надежности участника, а также о возможности оказания услуг с высокой гарантией качества без риска срыва срока оказания услуг.
При этом критерий оценки "Квалифицированный персонал" не является критерием допуска и в случае отсутствия достаточного квалифицированного персонала либо документов, подтверждающих наличие права управления транспортным средством категории "С", заявка такого участника не подлежит отклонению, а рассматривается с иными заявками, поданными на участие в закупке.
Указанный критерий оценки применяется в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры и позволяет заказчику выявить наилучшие условия исполнения договора и не ограничивает конкуренцию для потенциальных участников.
Также суд первой инстанции правомерно указал на то, что законность порядка оценки по критерию "Квалификация персонала" доводом жалобы, поданной в УФАС, не являлась. Исходя из текста жалобы (вх. N 9245-ЭП/23 от 17.04.2023) Общество указывало на установление излишних требований по предоставлению документов, подтверждающих наличие права управления транспортным средством категории "С" и не ссылалось на порядок оценки.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами ОАО "РЖД" об отсутствии нарушений требований Закона N 223-ФЗ при проведении закупки, в связи с чем правомерно признал недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС.
Вопреки доводам жалобы, решение суда первой инстанции не содержит выводов о необоснованном рассмотрении комиссией УФАС жалобы лица, не принявшего участие в закупке, в нарушение требования статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ и части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Суд лишь указал, что поведение подателя жалобы, а именно, подача за 1 день до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, неучастие в конкурсе и отсутствие обращения к заказчику за разъяснением положений конкурсной документации должно было быть учтено антимонопольным органом при вынесении решения.
Учитывая, что судом правильно применены нормы материального права, дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, не допущено нарушений процессуальных норм, оснований для отмены решения суда первой инстанции от 05.01.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 января 2024 года по делу N А56-71131/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71131/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Холдинг Групп "А"