15 августа 2024 г. |
Дело N А56-91291/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Жамова А.Е. (доверенность от 08.04.2024), Шармановой А.М. (доверенность от 14.06.2024), от товарищества собственников жилья "Сосновка-2" Корчагина Д.В. (доверенность от 01.01.2024),
рассмотрев 12.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-91291/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Сосновка-2", адрес: 195427, Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2, ОГРН 1047855052739, ИНН 7804302822 (далее - ТСЖ, Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 30.12.2021 N 1255090-2022/ТКО (далее - Договор), изложив спорные пункты Договора в следующей редакции:
- пункт 4.1 Договора: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505: исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО";
- пункт 6.2 Договора: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки";
- внести изменения в пункт 2.2 Договора, изложив его в следующей редакции: "... на основании выставляемых не позднее 12 числа, региональным оператором счетов на оплату";
- включить в текст Договора пункт 3.1.6, изложив его в следующей редакции: "в случае если контейнерная площадка не принадлежит ТСЖ "Сосновка-2" на правах собственности, региональный оператор производит уборку данной площадки своими силами за свой счет";
- исключить пункты 3.3.2, 3.3.5, 6.3 из Договора;
- исключить из пункта 5.1 Договора слово "незаинтересованных";
- Приложение N 1 к Договору таблицу 2 изложить в следующей редакции:
2. Информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО) и подъездных путей к ним
N
Адрес ближайшего объекта
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов
Долгота
Широта
Тип контейнера
Количество контейнеров данного типа
Метод учета (по нормативам накопления/ по объему и количеству вывезенных контейнеров)
1
Санкт-Петербург, Веденеева д. 2, лит. А
78034674
30.37
60.62
1,1 м куб.
13
по объему и количеству вывезенных контейнеров
2
Санкт-Петербург, Веденеева д. 2, лит. А
78034674
30.37
60.62
0,36 м куб.
3
по объему и количеству вывезенных контейнеров
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 13.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.02.2024, разногласия урегулированы следующим образом:
- пункты 2.2, 3.3.2, 3.3.5, 5.1, 6.2, 6.3 Договора в редакции регионального оператора;
- пункт 4.1 Договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом, предусмотренным подпунктом "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505: исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО";
- Приложение N 1 к Договору таблицу 2 изложить в следующей редакции:
2. Информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО/места (площадки) накопления КГО и подъездных путей к ним
N
Адрес ближайшего объекта
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов
Долгота
Широта
Тип контейнера
Количество контейнеров данного типа
Метод учета (по нормативам накопления/ по объему и количеству контейнеров)
1
Санкт-Петербург, Веденеева, д. 2, лит. А
78034674
30.37
60.62
1,1 м куб.
13
по объему и количеству контейнеров, установленных в местах накопления ТКО
2
Санкт-Петербург, Веденеева, д. 2, лит. А
78034674
30.37
60.62
0,36 м куб.
3
по объему и количеству вывезенных контейнеров, установленных в местах накопления ТКО
Дополнить текст после таблицы 2 Приложения N 1 к Договору предложением следующего содержания: "Установка бункера для КГО производится по заявке потребителя с учетом Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.1.3684-21)".
В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 Договора, ссылаясь на то, что истцом не представлены доказательства организации раздельного накопления ТКО согласно требованиям законодательства. Обращений в адрес регионального оператора о согласовании системы раздельного накопления отходов не поступало. Кроме того, суд неправомерно принял позицию истца, не учитывая КГО.
Дополнительные и повторные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются и не оцениваются (глава 35 АПК РФ).
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы. Представитель ТСЖ возразил против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва (с дополнением).
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
С учетом мнения представителей законность судебных актов проверена в кассационном порядке только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД), расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Веденеева, д. 2.
По результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021 Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО. Общество с 01.01.2022 начало оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Товариществу от Общества поступило предложение о заключении Договора, проект Договора, в пункте 4.1 которого закреплен учет массы и(или) массы ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Истец, не согласившись с рядом предложенных условий Договора, направил ответчику протокол разногласий к Договору.
Истцом от Общества была получена новая редакция Договора, нумерация положений которого не совпадала с редакцией, а также нумерацией положений договора, ранее размещенного на официальном сайте ответчика.
Обществом 06.07.2022 в адрес истца направлен протокол согласования разногласий, согласно которому ответчик отказал в принятии предложенной Товариществом редакции по пунктам 2.2, 3.3.2, 3.3.5, 5.1, 6.2, по содержанию Приложения N 1 к Договору. Также Товарищество выразило несогласие по начислению платы за оказанные услуги по установленному нормативу.
Наличие разногласий по условиям Договора послужило основанием для обращения Товарищества в суд.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
В проекте Договора пункт 4.1 изложен региональным оператором следующим образом: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО".
Истцом предложено осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Редакция таблицы 2 Приложения N 1 к Договору предложена истцом с учетом соответствующего способа учета объема ТКО.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее - Правила N 1156), пунктом 25 которых определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Пунктом 5 Правил N 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Частью 1 статьи 2 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется, помимо самого Закона, также нормативными правовыми актами Российской Федерации. К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО (статья 5 Закона N 89-ФЗ).
Наряду с этим пунктом 8 Правил N 505, принятых во исполнение статьи 5 Закона N 89-ФЗ, предусмотрено, что коммерческий учет ТКО в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 названных Правил в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется при раздельном накоплении ТКО, что согласуется с изложенными в абзаце 6 пункта 1 статьи 3 Закона N 89-ФЗ принципами государственной политики в области обращения с отходами, поскольку предусмотренный пунктом 8 Правил N 505 порядок направлен на стимулирование собственников ТКО осуществлять раздельное накопление отходов, образованных на территории субъектов Российской Федерации, организовавших деятельность по раздельному накоплению отходов.
В настоящем случае речь идет о МКД, значит, обязательно и приоритетно применение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, в силу действующего законодательства способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
По смыслу статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, а также утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) статьей 6 Закона N 89-ФЗ отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации.
В городе федерального значения Санкт-Петербурге Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга утвержден распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
Согласно пункту 5.2 Порядка N 371-р решение об осуществлении раздельного накопления ТКО в случае если места накопления ТКО не являются общим имуществом собственников помещений в МКД и размещены на землях общего пользования, принимается региональным оператором.
Согласно пункту 5.2.1 Порядка N 371-р региональный оператор после принятия решения, предусмотренного пунктом 5.2, направляет сведения о характеристиках соответствующего места накопления ТКО с указанием предполагаемой к использованию системы раздельного накопления и применяемого оборудования (тип, количество, объем, цветовая индикация и другие характеристики контейнеров) в адрес Комитета.
В соответствии с пунктом 5.4 Порядка N 371-р установка контейнеров для раздельного накопления ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО, в случае если места накопления ТКО не являются общим имуществом собственников помещений в МКД и размещены на землях общего пользования. Контейнеры для раздельного накопления вправе устанавливать отходообразователи и собственники мест накопления ТКО.
В материалы дела представлены исчерпывающие доказательства, в том числе фотоматериалы, подтверждающие организацию в месте накопления ТКО раздельного сбора мусора в соответствии с правилами, установленными Порядком N 371-р. При таких обстоятельствах определение объема накопления ТКО следует производить исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
Крытая контейнерная площадка истца имеет реестровый номер, указана самим ответчиком в своей редакции приложения N 1 к Договору.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка N 371-р раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО отходообразователями по видам, группам однородных отходов и их складирование в местах накопления ТКО в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО.
Согласно пункту 4.6 Порядка N 371-р при применении пофракционной системы раздельного накопления ТКО группы однородных отходов накапливаются раздельно в контейнеры, предназначенные для каждой группы однородных отходов, снабженные соответствующей цветографической индикацией, предусмотренной положениями настоящего Порядка. Для раздельного накопления с применением пофракционной системы обязательному выделению подлежат следующие группы однородных отходов:
- отходы бумаги и картона;
- отходы пластмасс и металлов;
- отходы стекла.
Суд первой инстанции протокольным определением обязал стороны провести совместный осмотр контейнерной площадки истца.
Согласно акту осмотра места накопления ТКО от 04.07.2023, подписанному представителями сторон, контейнерная площадка по ул. Веденеева, д. 2, лит. А являясь единственным местом сбора ТКО для жителей данного МКД, оснащена:
- 11 контейнерами зеленого цвета, объемом 1,1 м. куб.;
- 3 контейнерами черного цвета, объемом 0,36 м. куб. с надписью "Стекло";
- 2 контейнерами желтого цвета объемом 1,1 м.куб.
Указанное количество контейнеров с применением пофракционной системы и объем контейнера сам региональный оператор изложил в пояснениях суду первой инстанции, прося изложить приложение N 1 к Договору в такой редакции, как и слова "Установка бункера для КГО производится по заявке потребителя с учетом Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.1.3684-21)" (том 1, л.д.164-165).
Согласно указанному выше совместному акту осмотра от 04.07.2023 контейнерная площадка установлена на асфальтовом покрытии, имеет асфальтированные подъездные пути, укрыта от осадков и ограждена.
Особо следует отметить, что как установлено судами, сам региональный оператор произвел размещение контейнеров для раздельного сбора ТКО до введения в действие Порядка N 371-р в одностороннем порядке за собственный счет на площадке, указанной в проекте предлагаемого ответчиком к подписанию спорного Договора, не являющейся общедомовой собственностью собственников МКД.
Таким образом, ответчик, несмотря на ясно выраженное и неоднократное волеизъявление и фактические действия ТСЖ по организации раздельного накопления ТКО, игнорируя обращение истца, фактически злоупотребил своими полномочиями.
С учетом изложенного суды двух инстанций верно заключили, что пункт 4.1. Договора и соответствующее приложение подлежат утверждению в редакции, изложенной истцом.
Таким образом, судебные акты в обжалуемой части являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена согласно статьям 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены судебных актов в обжалуемой части отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-91291/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что разногласия между сторонами по условиям договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами были разрешены в пользу истца. Суд подтвердил необходимость учета объема и массы ТКО с учетом раздельного накопления, что соответствует действующему законодательству и правилам. Кассационная жалоба ответчика отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2024 г. N Ф07-6384/24 по делу N А56-91291/2022