г. Санкт-Петербург |
|
07 февраля 2024 г. |
Дело N А56-91291/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии согласно протокола судебного заседания от 23.01.2024,
рассмотрев апелляционную жалобу 13АП-37639/2023 акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2023 по делу N А56-91291/2022, принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Сосновка-2"
к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Сосновка-2" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - Общество), в котором просит урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1255090-2022/ТКО (далее - Договор), изложив спорные пункты Договора в следующей редакции:
- пункт 4.1 Договора: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом, предусмотренным п.п. а) п.5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505: исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов";
- пункт 6.2 Договора: "В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки";
- внести изменения в пункт 2.2 Договора, изложив его в следующей редакции" "_на основании выставляемых не позднее 12 числа, Региональным оператором счетов на оплату";
- включить в текст Договора пункт 3.1.6, изложив его в следующей редакции: "в случае если контейнерная площадка не принадлежат ТСЖ "Сосновка-2" на правах собственности региональный оператор производит уборку данной площадки своими силами за свой счет";
- исключить пункты 3.3.2, 3.3.5, 6.3 из Договора;
- исключить из пункта 5.1 Договора слово "незаинтересованных";
- Приложение N 1 к Договору таблицу 2 изложить в следующей редакции:
2. Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним
N |
Адрес ближайшего объекта |
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов |
Долгота |
Широта |
Тип контейнера |
Количество контейнеров данного типа |
Метод учета (по нормативам накопления/ по объему и количеству вывезенных контейнеров) |
1 |
СПб, Веденеева д.2, лит.А |
78034674 |
30.37 |
60.62 |
1.1 м.куб |
13 |
по объему и количеству вывезенных контейнеров |
2 |
СПб, Веденеева д.2 лит.А |
78034674 |
30,37 |
60.62 |
0.36 м.куб. |
3 |
по объему и количеству вывезенных контейнеров |
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2023 разногласия урегулированы следующим образом:
урегулировать разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "Сосновка-2" и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1255090-2022/ТКО, изложив:
- пункты 2.2, 3.3.2, 3.3.5, 5.1, 6.2, 6.3 указанного договора в редакции регионального оператора;
- пункт 4.1 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом, предусмотренным п.п. а) п.5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505: исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов";
- Приложение N 1 к Договору таблицу 2 изложить в следующей редакции:
2. Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/места (площадки) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним
N |
Адрес ближайшего объекта |
Идентификационный номер места сбора и накопления отходов |
Долго та |
Широта |
Тип контейнера |
Количество контейнеров данного типа |
Метод учета (по нормативам накопления/ по объему и количеству контейнеров) |
1 |
СПб, Веденеева д.2, лит.А |
78034674 |
30.37 |
60.62 |
1.1 м. куб |
13 |
по объему и количеству контейнеров, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов |
2 |
СПб, Веденеева д.2 лит.А |
78034674 |
30,37 |
60.62 |
0.36 м.куб. |
3 |
по объему и количеству вывезенных контейнеров, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов |
Дополнить текст после таблицы 2 Приложения N 1 к Договору предложением следующего содержания: "Установка бункера для КГО производится по заявке потребителя с учетом Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.1.3684-21).
В остальной части в иске отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым урегулировать разногласия по пункту 4.1 договора в редакции Общества.
По мнению стороны, отсутствие раздельного накопления ТКО в товариществе является основанием для учета ТКО по нормативу.
В отзыве истец просит решение оставить без изменения.
Определением от 19.12.2023 рассмотрение апелляционной жалобы отложено, в порядке подготовки к судебному разбирательству в срок до 16.01.2024 надлежало представить:
истцу: заявку в адрес НЭО на установку контейнеров, заявку на заключение договора, решение всеми собственниками жилых и нежилых помещений в доме о раздельном накоплении отходов, обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов, доказательство фактического раздельного накопления ТКО и организация вывоза ТКО; доказательство наличия площадки на земельном участке истца.
ответчику: обоснование (цель) установки контейнеров НЭО истцу, обоснование выставления счетов на оплату по нормативу при наличии контейнеров, правовая позиция с учетом представленных пояснений.
Ответчик в дополнениях к жалобе указал на то, что он осуществляет вывоз смешанных отходов, вывоз РНО не осуществляется, что подтверждено фотоматериалами.
В дополнениях истец просит решение оставить без изменения, указывая на правомерность решения.
Кроме того, представителем поддержано ходатайство о приостановлении производства по делу до результатов рассмотрения кассационной жалобы на решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.04.2023 по делу N 3а-28/2023, а также апелляционного определения второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 N 66а-823/2023.
Частью 9 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд при рассмотрении дела установит, что в производстве другого арбитражного суда находится дело, требования по которому связаны по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам с требованиями, заявленными в рассматриваемом им деле, и имеется риск принятия противоречащих друг другу судебных актов, арбитражный суд может приостановить производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрение одного дела до разрешения другого следует признать невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют существенное значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу.
В силу части 1 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу приостанавливается до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.
Из смысла данных норм следует, что необходимость приостановления производства по делу зависит от того, имеют ли значение обстоятельства, устанавливаемые при разрешении другого дела, при рассмотрении спора по существу для приостанавливаемого дела, а также имеется ли риск принятия противоречащих друг другу судебных актов.
В настоящем случае суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для приостановления производства по делу. совокупность обстоятельств, необходимая для данного процессуального действия стороной не подтверждена.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Веденеева д.2 (далее - МКД).
По результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО.
Общество с 01.01.2022 начало оказывать коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Товариществу от Общества поступил предложение о заключении Договора, проект Договора.
Истец, не согласившись с рядом предложенных условий Договора, направил ответчику протокол разногласий к Договору.
Истцом от Общества была получена новая редакция Договора, нумерация положений которого не совпадала с редакцией, а также нумерацией положений договора, ранее размещенного на официальном сайте Товарищества.
06.07.2022 Обществом в адрес истца направлен протокол согласования разногласий, согласно которому ответчик отказал в принятии предложенной Товариществом редакции по пунктам 2.2, 3.3.2, 3.3.5, 5.1, 6.2, по содержанию Приложения N 1 к Договору. Также Товарищество выразило несогласие по начислению платы за оказанные услуги по установленному нормативу.
Наличие разногласий по условиям Договора послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решение оспаривается в части урегулирования разногласий по пункту 4.1 договора.
В проекте Договора пункт 4.1 изложен региональным оператором следующим образом: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Истцом предложено осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Редакция таблицы 2 Приложения N 1 к Договору предложена истцом с учетом соответствующего способа учета объема ТКО.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N354.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N232 внесены изменения в Правила N354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Основанием для заключения договора оказания услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора (пункт 8 (4) Правил N 1156).
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО. Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО. В случае если на территории субъекта Российской Федерации не реализована программа раздельного накопления ТКО при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил N 505). Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
Таким образом, потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности от 01.07.2022 N 371-р, установлены правила раздельного накопления с разделением на указанные в разделе 4 категории, с необходимостью складирования их в определенные виды контейнеров, соответствующих установленным разделом 6 требованиям, со специальной маркировкой.
При этом для организации разделенного накопления в многоквартирных домах, в том числе требуется принятие решения всеми собственниками жилых и нежилых помещений в доме о раздельном накоплении отходов, обращение к региональному оператору с указанием предлагаемой системы накопления отходов.
На основании представленных документов региональный оператор направляет соответствующее уведомление, содержащее информацию о месте нахождения площадки для раздельного накопления, тип реализуемой системы раздельного накопления, технические характеристики и количество контейнеров.
Общество указало, что коммерческий учет ТКО с учетом количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, возможен только при раздельном накоплении ТКО.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, от 13.10.2022 N 303-ЭС22-13782, от 16.08.2022 N 303-ЭС22- 4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Следовательно, в силу принципа диспозитивности субъекты данных правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.
На момент получения Товариществом проекта Договора на территории Санкт-Петербурга организованное накопление твердых коммунальных отходов отсутствовало.
Соответственно Товарищество не лишено возможности воспользоваться правом производить учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления, что и было сделано.
При указанных обстоятельствах, с учетом разъяснений, данных в обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не имеется.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2023 по делу N А56-91291/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-91291/2022
Истец: ТСЖ "Сосновка-2"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ, ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ