16 августа 2024 г. |
Дело N А66-9489/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Александровой Е.Н., Яковца А.В.,
рассмотрев 14.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аверьянова Ильи Алексеевича на определение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по делу N А66-9489/2021,
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Тверской области от 08.09.2021 принято к производству заявление о признании садоводческого некоммерческого товарищества "Виктория", адрес: 171260, Тверская обл., Конаковский р-н, пгт. Редкино, ОГРН 1026901736311, ИНН 6911010830 (далее - Товарищество), несостоятельным (банкротом).
Определением 16.03.2022 в отношении Товарищества введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Лысенко Людмила Владимировна.
Решением от 25.05.2022 Товарищество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Лысенко Л.В.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2023 Аверьянов Илья Алексеевич привлечен к участию в деле о несостоятельности (банкротстве) должника.
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) обратилось 04.10.2023 в суд с заявлением о замене Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области (далее - Инспекция) в порядке процессуального правопреемства.
Определением от 26.10.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024, заявление удовлетворено; в порядке процессуального правопреемства произведена замена Инспекции на ее правопреемника - Управление.
В кассационной жалобе Аверьянов И.А., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить определение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Податель кассационной жалобы указывает, что Управление в данном деле является представителем Федеральной налоговой службы (далее - ФНС), а не заявителем по делу, соответственно, замена участника дела в порядке правопреемства не требуется.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, определением от 16.03.2022 в отношении Товарищества введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Лысенко Л.В. Названным судебным актом признано обоснованным и включено в реестр требование ФНС в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области в размере 3 141 901 руб. 87 коп., включая основную задолженность в размере 2 375 667 руб., пени в размере 478 893 руб. 67 коп., штрафные санкции в размере 287 341 руб. 20 коп.
Ссылаясь на реорганизацию Инспекции на основании приказа Управления от 05.06.2023 N 01-04/078@ "О проведении в УФНС России по Тверской области организационно-штатных мероприятий", путем присоединения к Управлению, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением о процессуальном правопреемстве.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для процессуальной замены Инспекции на Управления в рамках настоящего дела о банкротстве Товарищества.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла данной нормы закона следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством. Для этого необходимо подтвердить выбытие стороны в том правоотношении, в котором она является стороной по делу, и передачу ею соответствующих прав ее правопреемнику.
В силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом разъяснений, приведенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (абзац второй пункта 4 статьи 57 ГК РФ).
В рассматриваемом случае в обоснование заявленного ходатайства Управление ссылалось на приказ Управления от 05.06.2023 N 01-04/078@ "О проведении в Управлении Федеральной налоговой службы по Тверской области организационно-штатных мероприятий", а также выписку из ЕГРЮЛ в отношении Инспекции.
Согласно указанным документам Инспекция реорганизована путем присоединения к Управлению. При этом Управление является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Инспекции.
Установив, что реорганизация в установленном законом порядке состоялась; соответствующие записи внесены в публичный реестр, правопреемство при вышеуказанной реорганизации носит универсальный характер, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что заявление о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
В месте с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Постановление от 29.05.2004 N 257) органом, уполномоченным представлять интересы Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, является ФНС России.
Согласно Приказу ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@ "Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России" (далее - Приказ от 03.10.2012) ФНС России осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
При осуществлении действий, направленных на выполнение функций уполномоченного органа, в качестве уполномоченного органа указывается Федеральная налоговая служба. При этом территориальный налоговый орган обязан сообщить суду и всем заинтересованным сторонам, что поскольку непосредственное осуществление функций уполномоченного органа возложено на территориальные налоговые органы, то всю корреспонденцию по делу о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, следует направлять по адресу территориального налогового органа.
Таким образом, реорганизация Инспекции на основании приказа Управления от 05.06.2023 N 01-04/078@ "О проведении в УФНС России по Тверской области организационно-штатных мероприятий" путем присоединения к Управлению не является основанием для процессуального правопреемства. Поскольку с учетом приведенных выше положений Постановления от 29.05.2004 N 257 и Приказа от 03.10.2012 уполномоченным в деле о банкротстве Товарищества органом и кредиторам по обязательным платежам является ФНС России, оснований для произведения процессуального правопреемства не имелось.
Изложенное в силу части 3 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 26.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по делу N А66-9489/2021 отменить.
В удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области о процессуальном правопреемстве отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил определение о процессуальном правопреемстве, установив, что реорганизация налоговой инспекции не является основанием для замены стороны в деле о банкротстве. Суд указал, что уполномоченным органом по делам о банкротстве остается Федеральная налоговая служба, а не ее территориальный орган.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2024 г. N Ф07-4802/24 по делу N А66-9489/2021
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4802/2024
05.02.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9509/2023
21.08.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3447/2023
25.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15436/2022
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4144/2023
22.02.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10882/2022
24.10.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6278/2022
04.10.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15436/2022
25.05.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-9489/2021