05 сентября 2024 г. |
Дело N А56-98041/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Жуковой Т.В., Серовой В.К.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Тарханова В.И. (доверенность от 10.10.2022),
рассмотрев 05.09.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 по делу N А56-98041/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Инженерно-энергетический комплекс", адрес: 188502, Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Горбунки, дом 29, ОГРН 1184704015759, ИНН 4725005187 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), 598 747 руб. 75 коп. задолженности за поставленную в период с января по май 2021 года тепловую энергию.
Вступившим в законную силу решением от 17.12.2021 иск удовлетворен в полном объеме.
Общество 02.10.2023 обратилось в порядке статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, об индексации присужденной судом денежной суммы на 12 623 руб. 61 коп.
Определением суда от 25.01.2024 заявление удовлетворено: с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Министерства, в пользу Общества взыскано 12 623 руб. 61 коп. в качестве индексации присужденных денежных сумм.
Постановлением апелляционного суда от 03.05.2024 определение от 25.01.2024 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить определение от 25.01.2024 и постановление от 03.05.2024, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, основания для взыскания спорной суммы отсутствуют; суды при присуждении индексации не учли положения пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которым исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение; исполнительный лист ФС N 040369715 на сумму 40 000 руб. зарегистрирован Федеральным казначейством 25.01.2023, а определение суда от 04.12.2022 исполнено 05.04.2023, то есть в установленный срок, в связи с чем индексация на указанную сумму не может быть произведена; по решению от 17.12.2021 была осуществлена частичная оплата в размере 14 975 руб. от 13.07.2022; размер индексации за период с 04.08.2022 по 28.09.2022 с учетом положений пункта 6 статьи 242.2 БК РФ, а также частичной оплаты составляет 1185 руб. 40 коп.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную названным Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 183 АПК РФ установлен порядок рассмотрения заявления взыскателя об индексации присужденных денежных сумм.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22.07.2021 N 40-П (далее - Постановление N 40-П) часть 1 статьи 183 АПК РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она - при отсутствии в системе действующего правового регулирования механизма индексации взысканных судом денежных сумм - не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная индексация.
Согласно части 1 статьи 183 АПК РФ по заявлению взыскателя или должника арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена.
Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как указано в пункте 3 Постановления N 40-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта стороной, спор проигравшей. Одним из таких негативных последствий для стороны, в чью пользу судом взысканы денежные суммы, является обесценивание этих сумм в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Компенсировать влияние инфляции на имущественные правоотношения, складывающиеся между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательства, возложенные на него судебным решением, призвана индексация взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда, имеющая целью восстановление покупательной способности причитающихся взыскателю по решению суда денежных средств, утраченной ввиду инфляции в период исполнения должником данного решения, без чего ставилось бы под сомнение само право взыскателя на судебную защиту, означающее возможность не только обратиться в суд, но и получить не формальную, а реальную защиту нарушенных прав и свобод.
По своей правовой природе индексация присужденных денежных сумм представляет собой упрощенный порядок возмещения взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда, когда взысканные суммы обесцениваются в результате экономических явлений. При этом индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2022), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.10.2022).
Индексация выступает гарантией защиты имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения и направлена на поддержание покупательской способности присужденных денежных сумм.
Применение статьи 183 АПК РФ при исполнении судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требует учета особенностей таких субъектов, как государство и его публично-территориальные образования, которые реализуют функции публичной власти в своих пределах (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование) и связаны в силу этого необходимостью использовать имеющиеся у них материальные, включая финансовые, средства на цели осуществления их полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П).
Проверив конституционность положений статьи 183 АПК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 БК РФ, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2023 N 34-П (далее - Постановление N 34-П) указал, что, несмотря на то, что оспариваемые законоположения создают различные условия для взыскателей в зависимости от лица, выступающего должником, они не могут быть в этой связи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку из совокупности приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость учета особенностей порядка исполнения решения судов отдельными категориями должников для целей применения механизма индексации денежных сумм, в частности взысканных с публично-правовых образований.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления N 34-П, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 БК РФ, на исполнение.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена специальная процедура обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов о возмещении вреда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган с учетом положений, установленных пунктом 3.2 статьи 242.1 и абзацем третьим пункта 6 статьи 242.2 БК РФ.
С учетом того, что процедура исполнения судебного акта о возмещении вреда, предусматривающего взыскание средств за счет соответствующей казны, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ срока, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются и индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Данная позиция была закреплена и в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которому положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 БК РФ и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Поэтому в период исполнения судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации индексация присужденных судом денежных сумм не производится.
В рассматриваемом случае судебные инстанции установили, что расчет суммы индексации произведен заявителем с учетом суммы задолженности и статистической информации об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, опубликованной на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстата) в сети "Интернет".
Согласно представленному в материалы дела расчету сумма индексации за период с апреля по май 2022 года по исполнительному листу от 21.02.2022 ФС N 037683393, выданному на основании решения от 04.12.2022 на сумму 598 747 руб. 75 коп. долга и 14 975 руб. государственной пошлины, составила 11 697 руб. 56 коп. и по исполнительном листу от 13.01.2023 ФС N 040369715, выданному на основании определения суда от 04.12.2022 о взыскании 40 000 руб. судебных издержек, - 926 руб. 05 коп. (за период с января по февраль 2023 года).
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление об индексации в полном объеме, согласились с представленным Обществом расчетом.
Вместе с тем, проанализировав представленный истцом расчет индексации, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что в расчете Общество учитывает суммы, на которые были проиндексированы взысканные денежные средства, при исчислении размера индексации за каждый последующий месяц, то есть с нарастающим итогом уже проиндексированных присужденных денежных сумм, что нельзя признать верным.
Положениями статьи 183 АПК РФ предусмотрено произведение индексации лишь на присужденные судом денежные суммы. Повторное начисление индексации на суммы индексации, начисленные за ранние периоды, противоречит ее правовой природе как возмещения взыскателю денежных потерь, вызванных обесцениванием присужденных денежных сумм.
Указанный правовой подход к расчету индексированных сумм содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2023, и в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2022 N 305-ЭС22-8800.
Из буквального толкования части 1 статьи 183 АПК РФ следует, что за каждый период неисполнения судебного акта индексации подлежат исключительно присужденные судом денежные суммы.
Суммы, на которые были проиндексированы взысканные денежные средства за более ранние периоды неисполнения судебного акта, не учитываются при исчислении размера индексации за более поздние периоды. Иными словами, капитализация сумм индексации при применении положений статьи 183 АПК РФ не осуществляется.
Расчет суммы индексации за каждый полный месяц подлежит расчету по формуле: присужденная сумма, умноженная на размер индекса потребительских цен в процентах минус присужденная сумма.
Расчет суммы индексации за неполный месяц подлежит расчету по формуле: (присужденная сумма, умноженная размер индекса потребительских цен в процентах минус присужденная сумма) разделить на количество дней в полном месяце умножить на количество дней, в котором существовала задолженность.
В связи с изложенным представленный Обществом расчет противоречит нормам действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286 и пунктом 2 статьи 287 АПК РФ, не обладает самостоятельным правом на установление обстоятельств дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций.
Поскольку при рассмотрении заявления об индексации присужденных сумм суды не проверили правильность расчета индексации с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить представленный истцом расчет индексации присужденных денежных сумм, установить имеющие существенное значение для рассмотрения данного вопроса обстоятельства, в том числе период начисления индексации с учетом положений действующего законодательства, дать им правовую оценку, после чего при правильном применении норм материального и процессуального права вынести законное и обоснованное определение.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 по делу N А56-98041/2021 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отменил предыдущие акты, касающиеся индексации задолженности за поставленную тепловую энергию, указав на неправильный расчет индексации, который учитывал уже проиндексированные суммы. Суд постановил направить дело на новое рассмотрение для проверки правильности расчета и соблюдения норм законодательства.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2024 г. N Ф07-9794/24 по делу N А56-98041/2021
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9794/2024
03.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8341/2024
30.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5909/2022
16.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-44438/2021
17.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-98041/2021