30 октября 2024 г. |
Дело N А05-6944/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Ким Г.Е. (доверенность от 21.07.2024),
рассмотрев 16.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 по делу N А05-6944/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление), выразившихся в отказе исполнить вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-2350/2021, А05-3057/2021, А05П-184/2020, А05-6128/2021, Няндомского районного суда Архангельской области по делам N 2-95872021, 2-959/2021, 2-954/2021, 2-784/2021 и возврате указанных решений без исполнения письмом от 24.05.2023 N 02-19/0022, обязании Управления в 10-дневный срок с момента вступления решения по данному делу в законную силу принять к исполнению указанные судебные решения.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 29.08.2023 производство по делу прекращено.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.12.2023, определение от 29.08.2023 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 19.02.2024 и постановление от 20.06.2024, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, суды не дали оценку его доводам об обязательности исполнения судебных актов, отсутствии со стороны Управления взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти при осуществлении своей дейятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление извещено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Департамент направил в адрес Управления с сопроводительным письмом от 11.05.2023 N 6170/04 для исполнения копии решений Арбитражного суда Архангельской области по делам N А05-2350/2021, А05-3057/2021, А05П-184/2020, А05-6128/2021, Няндомского районного суда Архангельской области по делам N 2-95872021, 2-959/2021, 2-954/2021, 2-784/2021 с отметками о вступлении их в законную силу. Указанными судебными актами по искам Департамента были признаны недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельных участков, признано отсутствующим право собственности различных лиц на земельные участки, а также обременение виде аренды.
Управление по результатам рассмотрения обращения Департамента письмом от 24.05.2023 N 02-19/0022 возвратило копии судебных актов, разъяснив установленный статями 14, 15, 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) порядок совершения регистрационных действий на основании судебных актов, предложив его соблюсти.
Не согласившись с указанными действиями Управления, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций, не усмотрели оснований для удовлетворения требований Департамента.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 названного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных этим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30.12.2020 N П/0509 установлен порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов (далее - Порядок N П/0509).
Форма такого заявления утверждена приказом Управления от 19.08.2020 N П/0310 (далее - Приказ N П/0310).
Согласно части 1.4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения Департамента к Управлению с письмом от 11.05.2023) органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к ним документы в орган регистрации прав только в форме электронных документов в порядке, установленном пунктом 2 части 1 данной статьи.
В свою очередь, пунктом 2 части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений (далее - региональные порталы государственных и муниципальных услуг), официального сайта, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием единой системы идентификации и аутентификации и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
Как установлено судами, Департамент с заявлением в соответствии с Порядком N П/0509 в регистрирующий орган не обращался, направил на адрес электронной почты Управления письмо от 11.05.2023 N 6170/04, представляющее собой электронный образ документа, оформленного на бумажном носителе и составленного на бланке Департамента в произвольной форме. При этом, перечислив в этом письме все земельные участки, в отношении которых Управлению надлежит исполнить судебные решения, Департамент не указал, какие именно учетно-регистрационные действия следует совершить.
Судебные решения, указанные в письме Департамента, не являются судебными актами о признании решений органа регистрации прав незаконными, обязывающими его осуществить учетно-регистрационные действия без соответствующего заявления заинтересованного лица, поскольку в резолютивных частях всех судебных актов, приложенных к письму, отсутствует указание о возложении на Управление каких-либо обязанностей по совершению им регистрационных действий с земельными участками, которые являлись предметами рассмотрения в этих судебных делах.
При таком положении суды пришли к выводу, что обращение Департамента рассмотрено Управлением в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ), в пределах, предусмотренного статьей 12 данного Закона срока.
Суды, проанализировав содержание ответа Управления, установили, что Управление в рамках своих полномочий дало пояснения по порядку совершения регистрационных действий на основании судебных актов; названное письмо-ответ не влечет для Департамента каких-либо негативных правовых последствий в сфере административных и иных публичных правоотношений, не устанавливает для него запрета на определенное поведение или определенный порядок действий, не предоставляет и не отказывает в предоставлении права, не запрещает Департаменту исполнить судебные акты в установленном законом порядке, не создает Департаменту препятствий для обращения в орган регистрации прав в предусмотренном законом порядке, а напротив, направлено на соблюдение его прав и законных интересов в целях обеспечения исполнения судебных решений в соответствии с установленной законом процедурой.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в совокупности, суды пришли к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае совокупности предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ условий для признания действий Управления незаконными.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, не опровергают правомерности вывода судов, а лишь выражают несогласие с ним.
Суды двух инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.02.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2024 по делу N А05-6944/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что действия органа регистрации прав, отказавшего в исполнении судебных актов, были правомерными, так как Департамент не представил необходимые документы в установленном порядке. Судебные акты не обязывали орган к совершению регистрационных действий без соответствующего заявления, что подтверждает законность решений судов первой и апелляционной инстанций. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 октября 2024 г. N Ф07-11780/24 по делу N А05-6944/2023
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11780/2024
20.06.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2651/2024
19.02.2024 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6944/2023
21.12.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18641/2023
06.10.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7548/2023