г. Москва |
|
21 марта 2011 г. |
Дело N А41-9050/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Волкова С.В.,
судей Комаровой О.И., Тихоновой В.К.
при участии в заседании: от истца - Минимущество Московской области - Астафьев В.Б., доверенность от 29.12.10 г. N ж-17427, удостоверение N 00254, от ответчика - ООО "Альянс" - Волошина В.А., доверенность от 11.03.11 г., удостоверение адвоката N 3948, от третьего лица - ТУ Росимущества в Московской области - представитель не явился, надлежаще извещено (имеется уведомление о вручении судебного извещения),
рассмотрев 14 марта 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области (истец) (наименование лица, подавшего кассационную жалобу, и его процессуальное положение) на постановление от 23 декабря 2010 года Десятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Виткаловой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Гагариной В.Г. по делу N А41-9050/10
по иску Министерства имущественных отношений Московской области (наименование истца)
к ООО "Альянс" (наименование ответчика)
о взыскании задолженности по арендной плате и пени (предмет спора)
третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
установил:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество Московской области) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" о взыскании 38 768 310 руб. 61 коп. суммы задолженности по арендной плате и 7 081 873 руб. 90 коп. пени по договору аренды N 61002-Z от 30 августа 2002 года.
Определением Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2010 года были объединены в одно производство дела N А41-9050/10, N А41-18812/10, N А41-16642/10, поскольку по указанным делам предъявлен иск Минимущества Московской области к ООО "Альянс" о взыскании задолженности по арендной плате и пени по договору аренды N 61002-Z от 30 августа 2002 года, дела связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, при этом пени предъявлены за один и тот же период.
Названным определением к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущество в Московской области).
С учетом объединения дел в одно производство, сумма иска составила 126 707 418 руб. 91 коп., из них 106 245 720 руб. 61 коп. размер задолженности по арендной плате за период с 01 июля 2008 года по 31 марта 2010 года, 20 461 698 руб. 30 коп. - пени за период с 16 сентября 2008 года по 06 сентября 2010 года.
Требования, предъявленные со ссылкой на нормы статей 330, 401, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Главы г. Троицка N 724 от 12.08.2008 г. был изменен вид разрешенного использования арендованного земельного участка, вследствие чего увеличился размер арендной платы, и у ответчика образовалась задолженность по арендным платежам.
Решением от 16 сентября 2010 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-37060/09, вступившим в законную силу, собственником земельного участка, переданного в аренду ответчику, является Российская Федерация, в связи с чем, с момента регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок у истца отсутствуют основания на получение с ответчика арендной платы и пени по договору аренды N61002-Z от 30 августа 2002 года.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2010 года решение отменено, исковые требования удовлетворены частично.
Апелляционный суд взыскал с ООО "Альянс" в пользу Минимущества Московской области пени в сумме 1 888 443 руб., в остальной части иска отказал.
Суд апелляционный инстанции, с учетом вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-26955/10, установил, что арендуемый земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем, при вынесении постановления суд руководствовался пунктом 2.1 части 1 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", внесенным Законом Московской области от 12.03.2008 N 16/2008-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", в соответствии с которым, в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Помимо этого, апелляционный суд также сослался на нормы части 8 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", которой установлено, что новый порядок применяется и для ранее заключенных договоров аренды.
В то же время, как указал апелляционный суд, Закон Московской области от 12.03.2008 N 16/2008-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" устанавливающий новый порядок определения размера арендной платы (пункт 2.1 ч. 1 ст. 14), вступил в силу 19.03.2008 г., следовательно, для расчета арендной платы по спорному договору аренды установленный пунктом 2.1 части 1 статьи 14 Закона новый порядок подлежит применению лишь с 1 января 2009 г. Вместе с тем, до 01 января 2009 г. при определении порядка расчета арендной платы по договору подлежат применению положения п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Таким образом, произведя расчет арендной платы и установив, что за спорный период со стороны ответчика имеет место переплата по арендным платежам, апелляционный суд отказал в удовлетворении требований о взыскании задолженности по арендной плате.
Вместе с тем, суд взыскал пени исходя из предусмотренного пунктом 5.2. договора аренды размера 0,05%, поскольку несвоевременное исполнение ответчиком обязанности в соответствии с пунктом 4.2.8 договора аренды по уведомлению арендодателя об изменении вида разрешенного пользования земельного участка не лишает истца с учетом условий договора аренды начислять неустойку.
Законность вынесенных решения и постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минимущества Московской области, которое просит постановление апелляционного суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционный суд при рассмотрении дела неправомерно применил позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 г. N 12404/09 по делу NА58-2302/2008, поскольку предметом аренды в этом постановлении являлись линейные объекты, обладающие специальной льготой, а на спорном земельном участке линейных объектов недвижимости нет, он предназначен "под индивидуальную и малоэтажную блокированную жилую застройку".
Кроме того, по мнению заявителя, нормы части 8 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", устанавливающие льготный размер арендной платы (2% от кадастровой стоимости), подлежат применению исключительно для юридических лиц, обладающих правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и выразившим желание это право переоформить на право аренды, а у ООО "Альянс" участок находился и находится на праве аренды, а не на праве постоянного бессрочного пользования.
Кроме того, как указывает заявитель кассационной жалобы, перерасчет арендной платы за землю, находящейся в государственной собственности, необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы, в ней изложенные, просил постановление отменить.
Представитель ООО "Альянс" в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
ООО "Альянс" представлен отзыв на кассационную жалобу, содержащий доводы о том, что суд апелляционной инстанции правильно применил к рассматриваемым правоотношениям положения ч.8 ст.14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", устанавливающие порядок определения арендной платы, и на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств принял законное решение.
Кассационным судом направлена по адресу ТУ Росимущества по Московской области копия определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, имеется почтовое уведомление о вручении судебного извещения, однако его представитель в суд не явился.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению третьего лица, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в соответствии с постановлением Главы города Троицка N 65 от 07 февраля 2000 года перерегистрирован в бессрочное пользование государственному унитарному предприятию "Московский агроцентр Всероссийского научно - исследовательского института лекарственных и ароматических растений (далее - ГУП "МА ВИЛАР)" земельный участок площадью 182 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, 37-й км Калужского шоссе.
30 августа 2002 года между Минимуществом Московской области (арендодатель) и ГУП "МА ВИЛАР" (арендатор), в целях переоформления права постоянного бессрочного пользования был заключен договор N 61002-Z аренды земельного участка площадью 182 000 кв.м. с кадастровым номером 50:54:02 02 05:0001 из земель поселений, расположенный по адресу: Московская область, г. Троицк, 37-й км Калужского шоссе, на срок сорок девять лет, с 09 сентября 2002 года по 09 сентября 2051 года.
Впоследствии, 01 октября 2003 года между закрытым акционерным обществом "ТРАКС и ТРЕЙЛОРС" и ГУП "МА ВИЛАР" было заключено соглашение о перенайме прав аренды указанного земельного участка.
Предметом указанного соглашения являлась передача ГУП "МА ВИЛАР" прав и обязанностей арендатора по договору аренды на земельный участок N 61002-Z от 30 августа 2002 года в пользу ЗАО "ТРАКС и ТРЕЙЛОРС".
Согласно пункту 1.2 дополнительного соглашения N 2 от 17 августа 2005 года к договору аренды N 61002-Z от 30.08.2002 г., заключенному между Минимуществом Московской области и ЗАО "ТРАКС и ТРЕЙЛОРС", текст договора аренды был изложен в новой редакции: земельный участок предоставлен для осуществления арендатором (разрешенный вид использования): "сельскохозяйственное использование".
Вместе с тем, 31 июля 2007 года между ЗАО "ТРАКС и ТРЕЙЛОРС" и ООО "Альянс" заключено соглашение, по условиям которого ЗАО "ТРАКС и ТРЕЙЛОРС" передало ООО "Альянс" права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 61002-Z от 30.08.2002 г.
В соответствии с постановлением Главы города Троицка N 724 от 12 августа 2008 года был изменен вид разрешенного использования вышеназванного земельного участка с "сельскохозяйственное использование" на "под индивидуальную и малоэтажную блокированную жилую застройку".
ООО "Альянс" уведомило Минимущество Московской области об изменении вида разрешенного использования письмом исх. N 58 от 25 февраля 2009 года.
Ссылаясь на то, что ООО "Альянс" не своевременно проинформировало Минимущество Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка и, следовательно, не надлежащим образом выполнило обязанности по уплате арендных платежей, Минимущество Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 106 245 720 руб. 61 коп. за период с 01 июля 2008 года по 31 марта 2010 года и пени в сумме 20 461 698 руб. 30 коп. за период с 16 сентября 2008 года по 06 сентября 2010 года.
Между тем, апелляционный суд полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела, правильно применил нормы материального права и принял обоснованный судебный акт в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вместе с тем, как установлено апелляционным судом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 13.10.2010 г. по делу N А41-26955/10, принятым с участием Минимущества Московской области и ООО "Альянс" в качестве третьих лиц, признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:54:020205:0001, площадью 182 000 кв.м., а также установлено, что земельный участок находится в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 указанного Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, Федеральным законом от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (пункт 2 статьи 3) установлены предельные размеры арендой платы за использование земельных участков, на которые право постоянного (бессрочного) пользования переоформлено на право аренды (данная правовая позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-13007/10 от 11.02.2011 г.).
В соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", действующей в редакции Закона Московской области от 12.03.2008 N 16/2008-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", в случае переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков арендная плата определяется в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно части 8 статьи 14 названного Закона Московской области, определение арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, коэффициент-дефлятор, Кд, Пкд, Км, Аб) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей, за исключением случаев установления новых условий использования арендатором земельного участка или вида деятельности арендатора на земельном участке.
Как правильно сделал вывод апелляционный суд, поскольку ГУП "МА ВИЛАР" заключало договор аренды в порядке переоформления своего права постоянного бессрочного пользования земельным участком, права и обязанности арендатора по договору были им переданы ЗАО "ТРАКС и ТРЕЙЛОРС", а впоследствии от ЗАО "ТРАКС и ТРЕЙЛОРС" ответчику, то ООО "Альянс" как правопреемник ГУП "МА ВИЛАР" по договору аренды N 61002-Z от 30.08.2002 г. приобрело право уплачивать арендную плату в размере, установленном действующим законодательством для арендаторов, переоформивших право постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды.
В связи с изложенным, отклоняется как несостоятельный довод кассационной жалобы о том, что к спорным правоотношения не могут применяться положения части 8 статьи 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 г. N 12404/09 и применяется в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а не только, тех земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Поскольку содержащееся в названном постановлении Президиума ВАС РФ толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, применение данной позиции апелляционным судом по настоящему делу является правильным, а довод кассационной жалобы в этой части подлежит отклонению как несостоятельный.
Между тем, апелляционный суд по настоящему делу на основании порядка определения арендной платы, предусмотренных статьей 14 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также данных кадастровых паспортов земельного участка от 17.12.2008 г., от 24.09.2009 г., кадастровой выписки от 24.06.2010 г. и кадастровой стоимости земельного участка, произвел расчет арендной платы и установил, что со стороны ответчика имеет место переплата арендных платежей в спорный период.
В связи с этим, судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований в части взыскания с ответчика задолженности по арендным платежам.
Согласно пункту 5.2 дополнительного соглашения N 2 от 17.08.2005 года к договору аренды земельного участка от 30.08.2002 г. N 61002-Z, за нарушение срока внесения арендной платы по договору, в том числе в связи с неправильным исчислением арендной платы, арендатор уплачивает неустойку в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Апелляционный суд с учетом размера арендой платы, подлежащей уплате в спорный период до 15 числа месяца каждого последнего квартала, а также с учетом произведенной ответчиком оплаты в спорный период, сделал правильный вывод о взыскании с ООО "Альянс" неустойки в сумме 1 888 443 руб. за период с 16.09.2008 года по 15.06.2009 года из расчета 0,05% за каждый день просрочки.
Учитывая изложенное, апелляционным судом правильно применены нормы материального права, переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что перерасчет арендной платы за землю, находящуюся в государственной собственности, необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, отклоняется как несостоятельный, поскольку по настоящему делу спор возник не из бюджетных отношений, требования истца касаются взыскания задолженности по арендной плате и регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого в кассационном порядке постановления, не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 274, 284, 286, п.1 ч.1 ст.287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2010 года по делу N А41-9050/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Волков |
Судьи |
О.И. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.