г. Москва |
|
08 июля 2014 г. |
Дело N А41-46892/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.
при участии:
от заявителя Чвировой И.А., дов. от 23.10.2013 N 25
от заинтересованного лица Азаровой О.И., дов. от 23.05.2014 N 216-Д
рассмотрев 01 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - заинтересованного лица
на решение Арбитражного суда Московской области
от 11 декабря 2013 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 11 марта 2014 года,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.
по делу N А41-46892/13
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интраст Компани" о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
третьи лица Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Правительство Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интраст Компани" (далее - ООО "Интраст Компани", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Комиссия Управления Росреестра по Московской области, Управление Росреестра по Московской области, Управление), выразившегося в непринятии к рассмотрению заявления общества от 06.06.2013 N И-13/27. Также просило обязать названную Комиссию рассмотреть указанное заявление общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Правительство Московской области
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.12.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014, заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные, несоответствующие требованиям части 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), согласно которой положения названного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок. При этом Управление указало, что споры по государственной кадастровой оценке земель рассматриваются в судебном порядке.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими требованиям законодательства и представленным доказательствам.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Московской области поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Другие участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы в установленном законом порядке, поскольку информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции 31.05.2014 размещена на официальном сайте суда в сети интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу актов судов первой и апелляционной инстанции.
Как установлено судами двух инстанций, ООО "Интраст Компани" 06.06.2013 обратилось к председателю Комиссии Управления Росреестра по Московской области с заявлением N И-13/27, в котором просило на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050330:5 в соответствии с его рыночной стоимостью, поскольку она значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Уведомлением от 18.06.2013 N РС-1/01-01-7198/13 заместитель председателя Комиссии отказал обществу в принятии данного заявления к рассмотрению.
ООО "Интраст Компани" оспорило в судебном порядке бездействие Комиссии Управления Росреестра по Московской области, по непринятию к рассмотрению вышеуказанного заявления общества.
В силу статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
К заявлению прилагаются: кадастровый паспорт объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в порядке создания и работы комиссии.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Названной нормой Закона об оценочной деятельности определен порядок рассмотрения комиссиями заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости: заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления; в семидневный срок с даты поступления этого заявления комиссия направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
По результатам рассмотрения заявления комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости, либо о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что общество к поданному заявлению приложило необходимый комплект документов. При этом правильно отметили, что принятие решения является не правом комиссии, а единственным предусмотренным законом результатом ее деятельности. Комиссия не может уклониться от исполнения возложенной на нее государственно-правовой функции, констатировав невозможность принятия решения.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций.
Ссылка в жалобе на несоответствие выводов судов двух инстанций части 1 статьи 5 Закона N 167-ФЗ, согласно которой положения названного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после официального опубликования этого Закона (до 26.09.2010) и работы по проведению которой не завершились в указанный срок (до 26.09.2010), отклоняется как неосновательная. Несмотря на то, что государственный контракт на выполнение работ по теме "Государственная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и объектов, земель промышленности и иного специального назначения в субъектах Российской Федерации Центрального и Южного федеральных округов" был заключен 25.11.2009, работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Московской области завершились в 2012 году.
Довод жалобы о том, что споры по государственной кадастровой оценке земель рассматриваются в судебном порядке, отклоняется как неосновательный. Законодатель предусмотрел возможность оспаривания результатов кадастровой оценки земель как в судебном порядке, так и путем обращения с соответствующим заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами двух инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену принятых по делу судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу актов судов первой и апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2014 года по делу N А41-46892/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.