г. Москва |
|
14 июля 2014 г. |
Дело N А40-112377/13-135-1019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Русаковой О.И.,
судей Волкова С.В., Дунаевой Н.Ю.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Ремстрой Лтд" - Комарова С.С., доверенность от 28.04.2014
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы - Нагорная М.Ю., доверенность от 27.12.2013
рассмотрев 07 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 16 декабря 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление от 18 марта 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кораблевой М.С., Левиной Т.Ю., Панкратовой Н.И.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремстрой Лтд"
(ОГРН 1027739776976, ИНН 7716016830)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой Лтд" (далее - ООО "Ремстрой ЛТД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ответчик) о взыскании 7 069 400,49 руб. неосновательного обогащения в виде излишне выплаченной арендной платы по договорам аренды N М-01-024197 от 03.07.2003 и N М-01-510180 от 23.06.2003 за период с 01.09.2010 по 01.09.2013
Иск заявлена на основании статей 450, 452, 1102 Гражданского кодекса РФ и статьи 22, 65 Земельного кодекса РФ, мотивирован переплатой истцом арендных платежей в спорном периоде.
Решением суда от 16.12.2013 года исковые требования удовлетворены полностью; с ответчика в пользу истца взыскано 7 069 400,49 руб. неосновательного обогащения.
Постановлением от 18.03.2014 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суды исходили из того, что с 01.07.2006 года подлежат применению новые ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Как полагает ответчик, Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие при заключении новых договоров аренды после 01.07.2006 года, и не распространяется на отношения, возникшие до введения в действие названного Постановления.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования кассационной жалобы. Представитель ООО "Ремстрой ЛТД" возражал против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Арбитражный суд кассационной инстанции, выслушав представителей истца и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм процессуального права, не находит оснований для отмены решения и постановления судов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключены договоры аренды N М-01-510180 от 23.06.2003 г. и N М-01-024197 от 03.07.2003 г. в отношении земельных участков площадью 0,08 га, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Садовническая ул., вл. 82, стр. 1, для эксплуатации здания в административных целях, а также площадью 0,03 га по адресу: г. Москва, Садовническая ул., вл. 82, стр. 1 в целях эксплуатации административного здания соответственно.
Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно п.п. 3.2. договоров арендная плата начисляется со дня, следующего за днем присвоения учетного номера договору в ДЗР г. Москвы, и вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5 числа первого месяца отчетного квартала.
Изменение арендной платы согласовано сторонами в п.п. 3.4 договоров.
В приложении N 1 к договорам аренды для арендатора установлена арендная плата, исходя из базовой ставки ежегодной арендной платы 540 000 руб., с применением коэффициентом дифференциации 8,170 и коэффициентом индексации базовых ставок 2,4.
Расчет размера ежегодной арендной платы по договорам аренды производился на основании распоряжения Мэра Москвы от 02.04.1999 г. N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 01.01.1999 г.".
Факт уплаты арендатором за период с 01.09.2010 г. по 01.09.2013 г. арендной платы на сумму 10 589 661 руб. 66 коп. установлен судами и подтверждается материалами дела, ответчиком не опровергнут.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002014:48 в период 2009 - 2012 составляла 45113 968 руб., с 01.01.2013 - 98166264 руб.
Полагая, что к правоотношениям сторон подлежит применению Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве", установившее с 01.07.2006 новые ставки арендной платы за земли в г. Москве, исходя из процента от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, и Закон города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", в связи с чем 7 069 400,49 руб. арендной платы уплачены арендатором излишне, ООО "Ремстрой ЛТД" обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 65 (пункт 3) Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно ч. 4 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, цена аренды земельного участка относится к категории регулируемых органами государственной власти цен.
Арендная плата по спорным договорам рассчитывалась на основании распоряжения Мэра Москвы от 02.04.1999 N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 01.01.1999" и применялись базовые ставки арендной платы за землю в зависимости от цели использования участков и территориально-экономической зоны, коэффициент дифференциации по территории города и коэффициент инфляции (индексации).
В соответствии с Законом города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав относится к полномочиям Правительства Москвы.
Участие города Москвы в регулируемых гражданским законодательством правоотношениях не противоречит также положениям ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с изданием распоряжения Мэра Москвы от 11.09.2012 N 744-РМ "О признании утратившими силу правовых актов Правительства Москвы" распоряжение от 02.04.1999 N 285-РМ утратило силу. Порядок расчета арендной платы по действующим договорам аренды земельных участков установлен в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", в соответствии с которым ставки арендной платы за землю установлены в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при этом размер годовой платы не может превышать двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Учитывая, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды, соответственно, стороны договора аренды обязаны руководствоваться теми ставками арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункты 1, 2).
Постановлением Правительства г. Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве" ставки и порядок расчета арендной платы были изменены в централизованном порядке.
По условиям п.п. 3.4. договоров размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и или коэффициентов к ставкам арендной платы, полномочным органом государственной власти РФ и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор. При этом, в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей либо с указанием коэффициентов, начиная с момента возникновения этих ставок, коэффициентов, в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в договора. Первый арендный платеж по новым ставкам арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая при необходимости, доплату за предыдущие периода.
В связи с этим новый размер ставок арендной платы подлежал применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 3.4 договора аренды. При этом обязательного внесения каких-либо изменений в указанный договор аренды в связи с принятием названного постановления Правительства Москвы не требовалось.
Поскольку в соответствии с постановлением Правительством Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 с 01.07.2006 подлежат применению новые ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, в размере которой арендатор обязан вносить арендную плату и без внесения соответствующих изменений в договор аренды, а арендная плата за период с 01.09.2010 по 01.09.2013 была уплачена им в прежнем размере, что превышает размер арендной платы, подлежащий уплате на 7 069 400,49 руб., суд первой инстанции, а с ним согласился суд апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации обоснованно пришел к выводу о получении арендодателем указанной суммы в отсутствие законных оснований неосновательно и правильно применил положения статьи 1102 ГК РФ.
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия обоснованно не согласилась с доводом ответчика о несоответствии изменений ставки ст. ст. 124, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку указанная ст. 124 Кодекса определяет общие положения об участии, в частности городов федерального значения в отношениях, регулируемых гражданским законодательством с иными участниками гражданских отношений.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, суд первой и апелляционной инстанции правомерно установил, что поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Отсутствует также нарушение п. 3 ст. 614 Кодекса, так как вышеуказанными договорами предусмотрены условия изменения арендной платы за землю в случае установления уполномоченным органом иной регулируемой цены за использование земельного участка.
Довод ответчика о нераспространении положения принятого в 2006 году постановления Правительства Москвы на спорные отношения, возникшие до его введения являлся предметом судебной проверки и правомерно отклонен как основанный на ошибочном толковании норм материального права и условий спорных договоров аренды (пункт 3.4), в которых установлена обязанность арендатора уплачивать арендную плату за каждый период пользования в том размере, который установлен на соответствующий период уполномоченным на то государственным органом.
С учетом изложенных обстоятельств судами установлены имеющие значение для дела обстоятельства, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам, в связи с чем основания для отмены решения и постановления, предусмотренные в ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют, кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 декабря 2013 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 18 марта 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-112377/13-135-1019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.И. Русакова |
Судьи |
С.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.