г. Москва
17 января 2011 г. |
N КГ-А40/16218-10-1,2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Денисовой Н.Д., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца Ушаков М.В., дов. от 29.03.2010 г. б/н
от ответчика Осипов М.А., дов. от 27.12.2010 г. N 33-И-3157/10
рассмотрев 13 января 2011 г. в судебном заседании кассационные жалобы
Департамента земельных ресурсов г. Москвы (ответчик), АКБ "Гринфилд" (ЗАО) (заявитель)
на постановление от 11 октября 2010 г. N 09АП-21895/2010-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б., Поповым В.И.
по иску (заявлению) АКБ "Гринфилд" (ЗАО)
о признании незаконным бездействия
к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк "Гринфилд" (далее - АКБ "Гринфилд" (ЗАО) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка общей площадью 210 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0001088:17, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, и обязании ответчика в течение четырнадцати дней с момента принятия решения суда направить проект договора купли-продажи этого земельного участка по цене, равной двадцати процентам его кадастровой стоимости, ссылаясь на предоставленное пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения и сооружения и неправомерность требования о подаче наряду с заявлением о выкупе земельного участка заявления о выпуске Департаментом земельных ресурсов г. Москвы распоряжения об изменении адресного ориентира в отношении испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 июля 2010 г. по делу N А40-53804/10-144-247 в удовлетворении требований отказано в связи с тем, что АКБ "Гринфилд" (ЗАО), предупрежденный о наличии возможной процедуры изменения адреса, в установленном Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов г. Москвы в режиме "одного окна" порядке с заявлением по установленной форме об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка не обращался.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2010 г. N 09АП-21895/2010-АК решение от 08 июля 2010 г. отменено и требования удовлетворены.
Удовлетворяя требования АКБ "Гринфилд" (ЗАО), суд апелляционной инстанции, вместе с тем, в мотивировочной части постановления указал на необоснованность требований Общества об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы направить в адрес заявителя проект договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене, равной двадцати процентам его кадастровой стоимости, из-за непредставления документов, свидетельствующих о льготе на выкуп земельного участка по такой цене.
Постановление суда апелляционной инстанции обжаловано в кассационном порядке как Департаментом земельных ресурсов г. Москвы, так и АКБ "Гринфилд" (ЗАО).
Департамент земельных ресурсов г. Москвы в своей кассационной жалобе повторяет доводы о том, что АКБ "Гринфилд" (ЗАО) не обращался с заявлением о выпуске распоряжения об изменении адресного ориентира в отношении испрашиваемого земельного участка, в связи с чем просит постановление от 11 октября 2010 г. отменить, а решение от 08 июля 2010 г. оставить в силе.
АКБ "Гринфилд" (ЗАО) в своей кассационной жалобе ссылается на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции о недоказанности права на выкуп испрашиваемого земельного участка по льготной цене, поскольку на этом земельном участке находится здание, принадлежащее Обществу на праве собственности по результатам реализации контракта по реализации инвестиционного проекта на территории ЦАО г. Москвы от 29.11.1994 г. N 4-238/р-2, в связи с чем просит исключить из мотивировочной части постановления от 11 октября 2010 г. вывод о необоснованности требований о продаже земельного участка по цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка, а также установить срок для направления Департаментом земельных ресурсов г. Москвы проекта договора купли-продажи земельного участка.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы рассмотрение кассационной жалобы АКБ "Гринфилд" (ЗАО) оставляет на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции от 11 октября 2010 г. подлежит изменению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, предметом контракта по реализации инвестиционного проекта на территории ЦАО г. Москвы от 29.11.1994 г. N 4-238/р-2 являлась, в том числе, реконструкция здания по адресу: г. Москва, Просвирин пер., д.7/8 стр.3.
Реконструированный дом принят в эксплуатацию по акту государственной комиссии от 17.06.1997 г.
Согласно акту от 17.06.1997 г. N 4-238/р-2-1014акт о результатах реализации инвестиционного проекта на территории ЦАО г. Москвы от 29.11.1994 г. N 4-238/р-2 созданное по результатам реконструкции нежилое здание по адресу: г. Москва, Просвирин пер., д.7/8 стр.3 является долей инвестора - АКБ "Гринфилд" (ЗАО).
Государственная регистрация права собственности АКБ "Гринфилд" (ЗАО) на нежилое здание по адресу: г. Москва, Просвирин пер., д.7/8 стр.3 произведена 02.09.2009 г. (запись регистрации N 77-77-11/106/2009-475).
Земельный участок, на котором расположено это здание, предоставлен АКБ "Гринфилд" (ЗАО) в аренду сроком на 25 лет по долгосрочному договору аренды земельного участка от 22.07.1998 г. N М-01-012029 с Москомземом.
АКБ "Гринфилд" (ЗАО) обратился к Департаменту земельных ресурсов г. Москвы с заявлением от 26.11.2009 N 01-7/741, в котором просил рассмотреть вопросы о расторжении договора аренды земельного участка от 22.07.1998 г. N М-01-012029 и о возможности вынесения распоряжения о заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу: г. Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, общей площадью 210 кв.м, кадастровый номер 77:01:0001088:17, расположенного под объектом недвижимости, принадлежащим Обществу на праве собственности, с последующим заключением договора купли-продажи этого земельного участка, приложив к нему необходимый комплект документов, установленный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 г. N 370.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы в ответе от 01.02.2010 г. N 33-1-5631/9-(2)-1) сослался на выявленное несоответствие адреса испрашиваемого земельного участка в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 07.05.2009 г. N 77АК 032711 и кадастровом паспорте земельного участка.
После представления АКБ "Гринфилд" (ЗАО) справки Центрального ТБТИ от 24.03.2009 г. о том, что здание по адресу: г. Москва, Просвирин пер., вл.7/8 и здание по адресу: г. Москва, Малый Головин пер., д.8 является одним и тем же объектом, официальным адресом которого является: г. Москва, Малый Головин пер., д.8, Департамент земельных ресурсов г. Москвы в ответе от 24.03.2010 г. N 33-1-5631/9-(3)-1 указал на необходимость обращения в службу "одного окна" с заявлением о выпуске распоряжения об изменении адресного ориентира земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007 г. N 370.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г. Москвы в частную собственность" Департаменту земельных ресурсов г. Москвы предоставлены полномочия заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков и подписывать соответствующие акты приема-передачи земельных участков при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об изменении адреса объектов недвижимости в уполномоченный орган обращаются собственники таких объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при приобретении коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Установив, что АКБ "Гринфилд" (ЗАО) представил Департаменту земельных ресурсов г. Москвы как уполномоченному органу на продажу земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, все предусмотренные законом и необходимые для приобретения земельного участка документы, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о незаконности требований этого органа по подаче дополнительного заявления о выпуске распоряжения об изменении адресного ориентира испрашиваемого земельного участка, в связи с чем правомерно удовлетворил требования этого лица.
Документы, подтверждающие обстоятельства приобретения АКБ "Гринфилд" (ЗАО) права собственности на нежилое здание по адресу: г. Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3 - контракт по реализации инвестиционного проекта на территории ЦАО г. Москвы от 29.11.1994 г. N 4-238/р-2 с соответствующими дополнениями и актами, в материалах дела имеются, поэтому содержащийся в мотивировочной части постановления вывод о необоснованности требования заявителя об обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы подготовить и направить в его адрес договор купли-продажи, содержащий положение о цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка, подлежит исключению как противоречащий собранным по делу доказательствам.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2010 г. N 09АП-21895/2010-АК по делу N А40-53804/10-144-247 изменить.
Исключить из мотивировочной части вышеуказанного постановления вывод о необоснованности требований АКБ "Гринфилд" (ЗАО) о продаже земельного участка по цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка (третий абзац на шестой странице).
Обязать Департамент Земельных ресурсов г. Москвы направить АКБ "Гринфилд" (ЗАО) договор купли-продажи земельного участка в течение 14 календарных дней с момента изготовления постановления в полном объеме.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Председательствующий-судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
Н.Д.Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.