г. Москва |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А40-150666/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова А.М.
при участии:
от заявителя Мелехиной Н.В., дов. от 20.10.2013 N 10
от административного органа Камышова Д.А., дов. от 30.12.2013 N 05-08-2951/13
рассмотрев 08 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы - административного органа
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 24 декабря 2013 года,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 апреля 2014 года,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.
по делу N А40-150666/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Лента-Сервис" (г. Москва, ОГРН 1027739389150) о признании незаконным постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Лента-Сервис" (далее - ЗАО "Лента-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 15.10.2013 N 0910-280/2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 24.12.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014, заявленное по делу требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как основанные на неправильном применении законодательства об отходах производства.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее (АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу постановлением от 15.10.2013 N 0910-280/2013 ЗАО "Лента-Сервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 105 000 рублей за нарушение требований пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства). Нарушение выразилось в непредставлении отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год по форме 2-ТП (отходы) в установленный срок - до 01.02.2013. Отчет составлен обществом 15.02.2013 и зарегистрирован в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО 25.02.2013.
Общество не согласилось с указанным постановлением и оспорило его в судебном порядке.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона об отходах производства индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, предоставляют отчет территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации в срок до 01 февраля после отчетного периода, а территориальный орган Росприроднадзора представляет отчетность Росприроднадзору в срок до 15 марта после отчетного периода.
В силу пункта 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор в области обращения с отходами.
Согласно статье 6, пункту 3 статьи 65 названного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Аналогичное положение в части полномочий при проведении проверки закреплено в постановлении Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы".
В соответствии со статьей 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 8.2 настоящего Кодекса.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что в результате хозяйственной деятельности общества образуются отходы 1-го класса опасности:35330100 13 01 1 - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак; 4-го класса опасности: 91200400 01 00 4 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 91200601 01 00 4 - мусор строительный от разборки зданий; 921 202 00 13 01 4 - картриджи отработанные; 5-го класса опасности: 31401403 01 99 5 - бой кирпичной кладки при ремонте зданий и сооружений, 31400802 01 99 5 - стеклянный бой незагрязненный (исключая бой стекла электроннолучевых трубок и люминесцентных ламп), 314 027 02 01 99 5 - бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме; 912 005 00 01 10 5 - мусор от бытовых помещений, организаций, крупногабаритный; 18710300 01 00 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и отходы не входящие в ФККО: смет с территории организаций содержащий опасные компоненты в количестве, соответствующем 4-му классу опасности. Лимит образования отходов ЗАО "Лента-Сервис" составляет 55,53 тонн/год. Вывоз образующихся отходов производства и потребления производится в соответствии с заключенными договорами ООО ЭП "Интер Грин", ОАО "ПДХБ N 2", ООО "СТМ", ООО "Восток Строй Сервис".
При рассмотрении дела суды признали доказанным факт составления обществом отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2012 год 15.02.2013 и его регистрации в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО 25.02.2013.
Суды проверили порядок назначения административного наказания и признали его соблюденным. При этом отметили, что протокол составлен и постановление по делу об административном правонарушении принято полномочным должностным лицом (часть 1 статьи 28.3 и статья 23.29 КоАП РФ). Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Вместе с тем, признавая оспариваемое постановление незаконным и отменяя его, суды двух инстанций сослались на отсутствие в действиях общества вины в нарушении срока представления отчета, поскольку письмом от 24.09.2013 N 15-25/13376 Департамента Росприроднадзора по ЦФО разъяснил ЗАО "Лента-Сервис" о продлении срока приема, обработки и систематизации полученных данных по форме N 2-ТП (отходы) за 2012 год до марта 2013 года. Также суды указали, что по пояснениям общества информация о сроке предоставления отчета до 15.03.2013 была размещена непосредственно в помещении Департамента Росприроднадзора по ЦФО.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов двух инстанций неверным.
Письмо Департамента Росприроднадзора по ЦФО, на которое сослались суды, датировано 24.09.2013, т.е. направлено после истечения срока на представление отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2012 год и не может служить доказательством правомерности действий общества.
Кроме того, из этого письма не следует вывод о продлении срока представления юридическими лицами отчета по указанной форме за 2012 год. Напротив, указано, что в срок до 15 марта производится прием, обработка и систематизация полученных данных по форме 2-ТП (отходы) территориальными органами Росприроднадзора, что соответствует порядку, установленному приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17.
Срок представления отчета юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, определен в установленном порядке до 01 февраля после отчетного периода и не мог быть изменен произвольно компетентным органом.
Данный срок до 01 февраля указан на форме отчета 2-ТП (отходы), которую общество представило несвоевременно.
Ссылка судов на то, что информация о сроке предоставления отчета до 15.03.2013 была размещена непосредственно в помещении Департамента Росприроднадзора по ЦФО, документально не подтверждена.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты незаконными и необоснованными. Поскольку имеющие значение для дела фактические обстоятельства установлены судами двух инстанций, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу об отказе обществу в удовлетворении заявленного по делу требования.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 декабря 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2014 года по делу N А40-150666/2013 отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу "Лента-Сервис" в признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 15 октября 2013 года N 0910-280/2013 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.