г. Москва |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А41-30559/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны Золотова А.В., доверенность от 15.07.2014 N 50, Дунаева Г.В., лично, паспорт, свидетельство,
от Администрации города Фрязино Московской области Матвейчук Д.Г., доверенность от 31.12.2013,
рассмотрев 15 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны
на решение от 04 февраля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьёй Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 08 апреля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Мищенко Е.А., Игнахтиной М.В.,
по делу N А41-30559/13
по заявлению индивидуального предпринимателя Дунаевой Галины Васильевны
к Администрации города Фрязино Московской области
о признании незаконными действий (бездействий),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дунаева Галина Васильевна (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации города Фрязино (далее - администрация), Совету депутатов города Фрязино Московской области (далее - совет депутатов), в котором просила:
- признать недействующим решение совета депутатов от 05.08.2010 N 525 "Об утверждении Генерального плана городского округа Фрязино";
- признать незаконными действия (бездействия) администрации при подготовке Генерального плана городского округа Фрязино, в результате которых установленные ограничения в использовании земельных участков площадью 283900 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0004 и площадью 7000 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0005 как не соответствующего ст. ст. 15, 34, 36 Конституции РФ, ст. ст. 23, 24, 28 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 40, 85, 94 Земельного кодекса РФ, ст. 209 ГК РФ и нарушающего права и охраняемые законом интересы предпринимателя;
- признать недействующим Генеральный план городского округа Фрязино, разработанный ГУП МО "НИиПИ" градостроительства на основании контракта МК N 111 от 01.08.2008, утвержденного решением совета депутатов от 05.08.2010 N 525, в части отнесения земельного участка площадью 7000 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0005 к двум территориальным зонам - рекреационной зоне, производственной зоне (коммунально-складских территорий) и понуждения к размещению и строительству объектов, указанных в Генеральном плане городского округа Фрязино.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2013 по делу N А41-18933/13 выделено в отдельное производство для рассмотрения по правилам главы 24 АПК РФ с присвоением номера дела N А41-30559/13 требование предпринимателя о признании незаконными действий (бездействия) администрации при подготовке Генерального плана городского округа Фрязино, в результате которых установлены ограничения в использовании земельных участков площадью 283900 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0004 и площадью 7000 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0005.
В рамках настоящего дела, с учетом принятых судом уточнений, в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, судом рассмотрены требования предпринимателя о признании незаконными действий (бездействие) администрации до утверждения Генерального плана городского округа Фрязино, выраженными в нарушении порядка (процедуры) принятия Генерального плана, в части согласования с Правительством Московской области, опубликования и проведения публичных слушаний, после внесения изменений в проект Генерального плана городского округа Фрязино, осуществленных ГУП МО "НИиПИ" градостроительства на основании контракта МК N 111 от 01.08.2008, в результате которых нарушены права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением суда от 04.02.2014 заявленные предпринимателем требования удовлетворены в части признания незаконными действий администрации, выраженных в нарушении установленного действующим законодательством порядка (процедуры) принятия и утверждения Генерального плана городского округа Фрязино, в части не опубликования проекта Генерального плана городского округа Фрязино после внесения в него изменений в нарушение части 9 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в части не проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа Фрязино после внесения в него изменений в нарушение части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований предпринимателя отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 решение суда отменено в части удовлетворения требований предпринимателя, в удовлетворении требований в указанной части отказано.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе предпринимателя, который просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам, и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Администрацией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит обжалуемые акты оставить без изменения, жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
В заседании суда кассационной инстанции предприниматель и его представитель поддержали доводы жалобы, представитель администрации против удовлетворения жалобы возражал по изложенным в отзыве основаниям.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемых решения, с учетом внесенных постановлением изменений, и постановления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в городе Фрязино Московской области:
- земельный участок для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне, общей площадью 283900 кв. м, кадастровый N 50:44:020302:0004, расположенный по адресу: Московская область, г. Фрязино, земельный участок по ул. Полевая, район застройки 5-го микрорайона;
- земельный участок для жилищного строительства в проектируемом 5-ом микрорайоне, общая площадь 7000 кв. м, кадастровый N 50:44:020302:0005, расположенный по адресу: Московская область, г. Фрязино, земельный участок по ул. Полевая и Котельному проезду, в проектируемом 5-ом микрорайоне.
10 декабря 2007 года на основании постановления Главы города Фрязино Московской области N 948 в период с 21 января по 4 февраля 2008 года были назначены публичные слушания по проекту генерального плана города Фрязино.
В еженедельной общественно-политической газете города Фрязино "Ключъ" за номером 49 (863) от 12 - 18 декабря 2007 года было размещено постановление о проведении публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Фрязино.
В еженедельной общественно-политической газете города Фрязино "Ключъ" за номером 51 (865) от 26 декабря 2007 года - 8 января 2008 года был опубликован проект генерального плана городского округа Фрязино, включающий в себя как графические (карты), так и текстовые части.
Проект генерального плана городского округа Фрязино также был опубликован в Вестнике органов местного самоуправления города Фрязино N 5 (52) от декабря 2007 года.
В соответствии с опубликованным проектом генерального плана города Фрязино земельные участки с кадастровыми номерами 50:44:020302:0004 и 50:44:020302:0005 относились к многоэтажной жилой застройке (5-9 этажей).
Проект генерального плана опубликован в средствах массовой информации, которые в соответствии со статьей 37 Устава городского округа Фрязино Московской области и муниципальными контрактами на информационное обслуживание администрации города Фрязино печатными средствами массовой информации, являлись средствами массовой информации, в которых осуществлялось официальное опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов.
Публичные слушания проводились в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Фрязино, утвержденным решением Совета депутатов города Фрязино от 16.02.2006 года N 62.
Как установлено судами, факт проведение публичных слушаний подтверждается Протоколами публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Фрязино и заключениями о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Фрязино с жителями города по соответствующим группам.
По итогам публичных слушаний было подготовлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Фрязино, проведенных с 21 января по 4 февраля 2008 года, подготовленное Комиссией по проведению публичных слушаний, созданной на основании постановления Главы города Фрязино от 10.12.2007 года N 948, в соответствии с которым проект генерального плана предлагается направить на доработку.
В еженедельной общественно-политической газете города Фрязино "Ключъ" за номером 9 (874) от 5 - 11 марта 2008 года было опубликовано заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Фрязино.
Решением Совета депутатов города Фрязино Московской области от 14.02.2008 года N 310 проект генерального плана городского округа Фрязино, внесенный для утверждения представительным органом, направлен на доработку.
Указанное решение было опубликовано в Вестнике органов местного самоуправления города Фрязино N 1 (53) от марта 2008 года.
На основании данного решения представительного органа местного самоуправления, Главой города Фрязино от 24.03.2008 года было принято постановление N 202, в соответствии с которым проект генерального плана городского округа Фрязино подлежал отклонению и направлению на доработку.
После доработки проекта генерального плана, постановлением Правительства Московской области от 03.06.2010 года N 405/22 доработанный проект генерального плана городского округа Фрязино Московской области был согласован в части вопросов, подлежащих согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом к постановлению прилагалось Сводное заключение о согласовании проекта генерального плана городского округа Фрязино Московской области, подготовленное на основании заключений исполнительных органов государственной власти Московской области и сам проект согласованного генерального плана с приложением текстовой части и графических материалов.
30 июля 2010 года проект генерального плана городского округа Фрязино после его доработки был внесен в Совет депутатов города Фрязино для рассмотрения.
Решением Совета депутатов города Фрязино Московской области от 05 августа 2010 года N 525 был утвержден генеральный план городского округа Фрязино.
В еженедельной общественно-политической газете города Фрязино "Ключъ" за номером 32 (999) от 11-17 августа 2010 года был опубликован утвержденный генеральный план городского округа Фрязино, включающий в себя как графические, так и описательные части.
В соответствии с утвержденным генеральным планом городского округа Фрязино земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, были отнесены к общественно-деловой зоне, не предназначенной для многоэтажного строительства.
Основанием для обращения предпринимателя в суд послужило ее мнение о том, что в нарушение статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана городского округа Фрязино, разработанный ГУП МО "НИиПИ" градостроительства на основании МК N 111 от 01.08.2008 года, не согласован с Правительством Московской области; в нарушение части 9 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ проект Генерального плана городского округа Фрязино Московской области не опубликован в СМИ и не размещен на официальном сайте городского округа в сети "Интернет" не менее чем за 3 (три) месяца до его утверждения; в нарушение положений части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ Администрацией города Фрязино не проведены публичные слушания по внесению изменений в проект Генерального плана городского округа Фрязино.
Отклоняя довод заявителя о том, что проект генерального плана городского округа Фрязино, утвержденного затем Советом депутатов города Фрязино, не был согласован с Правительством Московской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что указанный довод опровергается материалами дела, в том числе постановлением Правительства Московской области от 03.06.2010 года N 405/22.
Доводы о том, что Правительством Московской области был согласован проект генерального плана, отличающийся от того проекта, который был в дальнейшем утвержден представительным органом городского округа Фрязино правомерно не приняты судом во внимание, поскольку несоответствие между согласованным Правительством Московской области проектом генерального плана и утвержденным Советом депутатов города Фрязино генеральным планом, по мнению предпринимателем, заключается в том, что в согласованном проекте генерального плана в условных обозначениях указаны слова: "Территориальные зоны", а в утвержденном генеральном плане городского округа Фрязино данные слова отсутствуют.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в проекте генерального плана городского округа Фрязино, согласованном Правительством Московской области, и в генеральном плане, утвержденном представительным органом местного самоуправления, содержатся сведения в соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ, в том числе определены границы и дано описание функциональных зон, при этом данные сведения как в проекте, представленном на согласование, так и в утвержденном генеральном плане, идентичны. При этом земельные участки, принадлежащие на праве собственности заявителю, и в первом, и во втором случае отнесены к общественно-деловой функциональной зоне.
Указание на чертежах в генеральном плане "Условные обозначения" и раскрытие данных условных обозначений является не чем иным как элементом оформления проекта генерального плана, что подтверждается в частности письмом ГУП Московской области "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" от 20.11.2013 года.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований предпринимателя в части признания незаконными действий администрации, выраженных в нарушении установленного действующим законодательством порядка (процедуры) принятия и утверждении Генерального плана городского округа Фрязино, в части не согласования проекта генерального плана с Правительством Московской области.
В части удовлетворения требований предпринимателя о признании незаконными действий администрации, выраженных в нарушении установленного действующим законодательством порядка (процедуры) принятия и утверждения Генерального плана городского округа Фрязино, в части не опубликования проекта Генерального плана городского округа Фрязино после внесения в него изменений в нарушение части 9 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в части не проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа Фрязино после внесения в него изменений в нарушение части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сослался на решение Арбитражного суда Московской области от 02.12.2013 по делу N А41-18933/13, в рамках которого решение Совета депутатов от 05.08.2010 N 525 "Об отверждении Генерального плана городского округа Фрязино" в части земельных участков, принадлежащих предпринимателю на праве собственности, площадью 7000 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0005 и площадью 283900 кв. м с кадастровым номером 50:44:020302:0004, признано недействующим, как несоответствующее части 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса.
В мотивировочной части решения по делу N А41-18933/13 суд первой инстанции указал, что часть 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний не только по проектам генеральных планов, но и по проектам генеральных планов, в которые внесены изменения. В противном случае, при следовании логике заинтересованных лиц, может быть осуществлено произвольное изменение генерального плана, приводящее к нарушению прав и интересов граждан, а также правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено то обстоятельство, что судебные акты по делу N А41-18933/13 постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.02.2014 отменены в указанной выше части и в удовлетворении требований предпринимателя в этой части отказано.
То есть в рамках дела N А41-18933/13 кассационной инстанции пришел к выводу о соответствии решения Совета депутатов от 05.08.2010 N 525 "Об утверждении Генерального плана городского округа Фрязино" части 1 статьи 34 Конституции РФ, части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ.
Отнесение же территории к определенной функциональной деятельности само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов предпринимателя, поскольку не препятствует предпринимателю использовать свои земельные участки в соответствии с их видом разрешенного использования.
Установив данное обстоятельство, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований предпринимателя о признании незаконными действий администрации, выраженных в нарушении установленного действующим законодательством порядка (процедуры) принятия и утверждения Генерального плана городского округа Фрязино, в части не опубликования проекта Генерального плана городского округа Фрязино после внесения в него изменений в нарушение части 9 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в части не проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа Фрязино после внесения в него изменений в нарушение части 1 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в части взыскания с Администрации городского округа Фрязино в пользу предпринимателя расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей подлежит отмене, в связи с чем решение суда в этой части отменил, в удовлетворении требований предпринимателя отказал.
Суд кассационной инстанции соглашается с таким выводом, считает его соответствующими обстоятельствам дела, доказательствам и основанным на правильном применении положений статей 69 АПК РФ, статей 23, 24, 25, 28 Градостроительного кодекса РФ.
При этом довод администрации о пропуске предпринимателем срока на обращение в суд с настоящими требованиями правомерно отклонен судами со ссылкой, в том числе на то обстоятельство, что само по себе письмо от 02.07.2012 N 2-40/1151, на которое ссылается администрация в обоснование указанного довода, в отсутствие описи вложения не подтверждает факт получения предпринимателем именно этого почтового отправления.
По существу доводы жалобы выражают несогласие предпринимателя с оценкой, данной судами обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов судов и в силу положений главы 35 АПК РФ не может быть положено в основу отмены обжалуемых судебных актов.
Иная оценка предпринимателем установленных судами фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 288 АПК РФ, для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2014 года по делу N А41-30559/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.