г. Москва
А40-106847/10-111-633
19 апреля 2011 г. |
N КА-А40/2917-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителей - от Минсельхоза России - Бондарь А.В., дов. от 30.12.2010 N 14-7/250, от ФГУ "Росагропромстандарт" - Самончик О.А., дов. от 12.04.2011 N 7, паспорт 45 04 553383, Кузьминой Е.В., дов. от 25.05.2010, паспорт 45 02 028553
от заинтересованного лица Гринченко Е.В., дов. от 17.08.2010 N Д-358, уд. N 272
рассмотрев 12 апреля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве - заинтересованного лица на решение от 09.11.2010 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Кастальской М.Н., на постановление от 07.02.2011 N 09АП-32729/2010-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Векличем Б.С., Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В., по делу N А40-39825/10-153-158, А40-106847/10-111-633 по заявлению Федерального государственного учреждения "Российский центр стандартизации и метрологии", Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве о признании недействительным распоряжения, о признании незаконными действий, третье лицо - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса", установил:
Федеральное государственное учреждение "Российский центр стандартизации и метрологии" (далее - ФГУ "Росагропромстандарт") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества по г. Москве) от 02.04.2009 N 418 и незаконными действий по проведению 02.04.2009 проверки фактического использования административного здания, расположенного по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д. 7А.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России) также обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным того распоряжения ТУ Росимущества по г. Москве от 02.04.2009 N 418.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2010 дела по заявлениям ФГУ "Росагропромстандарт" и Минсельхоза России объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса" (далее - ГОУ "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011, заявленные по делу требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества по г. Москве подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суды посчитали установленными, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по г. Москве поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители Минсельхоза России и ФГУ "Росагропромстандарт" возражали против удовлетворения жалобы, считая обжалованные по делу судебные акты соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам. Представитель Минсельхоза России представил письменные пояснения по жалобе.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу распоряжением от 02.04.2009 N 418 "О дальнейшем использовании объекта федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский просп., д. 7а" ТУ Росимущества по г. Москве изъяло из оперативного управления ФГУ "Росагропромстандарт" объект недвижимого имущества - здание по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д. 7а.
Пунктом 2 распоряжения указанное здание закреплено на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса".
Распоряжение обосновано ссылкой на акт от 02.04.2009 проверки фактического использования недвижимого имущества по указанному адресу.
Минсельхоз России и ФГУ "Росагропромстандарт" оспорили в судебном порядке действия ТУ Росимущества по г. Москве по проведению проверки и вышеуказанное распоряжением от 02.04.2009 N 418.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 200 "Вопросы федерального агентства по управлению федеральным имуществом", пунктами 1, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), а также полномочия по изъятию у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества и его передаче юридическим лицам. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом вправе проводить проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, в пределах своей компетенции.
Согласно пунктам 1, 5.4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, названное министерство является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным министерству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.1997 N 1355 "О полномочиях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по управлению подведомственным объектами федеральной собственности в агропромышленном комплексе" предусмотрено, что Минсельхоз России осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении подведомственных юридических лиц, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом или его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель отнес Минсельхоз России к числу иных федеральных органов исполнительной власти и наделил его соответствующими полномочиями собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным федеральным государственным учреждениям.
Как установлено судами, ФГУ "Росагропромстандарт" является правопреемником Учебно-методического кабинета по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода России, за которым спорное здание закреплено на праве оперативного управления согласно договору от 22.12.1997 N 01-3/86.
В соответствии с Уставом, утвержденным приказом Минсельхоза России от 29.11.2006 N 696-У, учредителем ФГУ "Росагропромстандарт" является Минсельхоз России (п. 1.3). Уставом также предусмотрено, что названное учреждение находится в ведении Минсельхоза России (1.4), осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (п. 4.2). Согласно пункту 1.7 Устава ФГУ "Росагропромстандарт" находится по адресу г. Москва, Ленинский пр., д. 7а.
На основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 1041 ФГУ "Росагропромстандарт" включено в перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России (п. 7 приложения N 2).
В связи с изложенным суды двух инстанции пришли к правильному выводу о том, что вопрос изъятия у ФГУ "Росагропромстандарт" спорного здания был решен ТУ Росимущества по г. Москве с превышением предоставленных законодательством полномочий.
Также суды правильно отметили, что проверка использования федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ "Росагропромстандарт", проведена территориальным органом Росимущества без согласования и уведомления Минсельхоза России с нарушением требований законодательства, поскольку полномочия собственника в отношении спорного здания осуществляет Минсельхоз России.
Согласно пункту 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Порядок проведения плановых проверок закреплен в статье 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 12 статьи 9, пункту 16 статьи 10 названного Федерального закона о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, о проведении внеплановой выездной проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Факт уведомления ФГУ "Росагропромстандарт" о проведении проверки суды признали документально неподтвержденным.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о незаконности действий ТУ Росимущества по г. Москве по проведению 02.04.2009 проверки фактического использования административного здания, расположенного по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д. 7а.
Суды обсудили ссылку ТУ Росимущества по г. Москве на то, что у ФГУ "Росагропромстандарт" не возникло право оперативного управления на спорное здание и отклонили как неосновательную. При этом отметили, что на основании приказа Госагропрома РСФСР от 19.09.1989 N 164 и акта от 29.09.1989 административное здание по адресу г. Москва, Ленинский пр., д. 7а передано Учебно-методическому кабинету Главного управления по кадровому обеспечению, на базе которого, а также Учебно-методического кабинета Нечерноземной зоны РСФСР приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 08.10.1990 N 87 был организован Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода РСФСР с местом нахождения по адресу г. Москва, Ленинский пр., д. 7а. Приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.09.2001 N 914 и от 23.12.2003 N 1570 последний (Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода РСФСР) был переименован в Федеральное государственное учреждение "Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров", а затем - в Федеральное государственное учреждение "Консультационно-методологический центр по вопросам эффективного использования федеральной собственности Минсельхоза России" (далее - ФГУ "КМЦ"). На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.07.2007 N 888-р и приказа Минсельхоза России от 03.08.2007 N 387 ФГУ "КМЦ" и ФГУ "Росагропромстандарт" реорганизованы в форме присоединения первого учреждения ко второму. Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации Минсельхозу России поручено осуществить необходимые юридические действия по реорганизации учреждений, а Росимуществу - оформить в установленном порядке закрепление за ФГУ "Росагропромстандарт" относящееся к федеральной собственности имущество ФГУ "КМЦ".
Передаточным актом от 12.05.2008 от ФГУ "КМЦ" к ФГУ "Росагропромстандарт" переданы имущество и обязательства, в том числе административное здание по адресу г. Москва, Ленинский проспект, д. 7а.
07.07.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о прекращении деятельности ФГУ "КМЦ" в связи с реорганизацией и внесении изменений в учредительные документы ФГУ "Росагропромстандарт".
Согласно пункту 2 статьи 218, пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом толкования, данного в пункте 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения с момента завершения реорганизации юридического лица независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Таким образом, право оперативного управления на спорное здание возникло у ФГУ "Росагропромстандарт" 07.07.2008.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии с данной судами двух инстанций представленных в дело доказательств, выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции, в связи с чем отклоняются.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2011 года по делу N А40-39825/10-153-158, А40-106847/10-111-633 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
|
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили ссылку ТУ Росимущества по г. Москве на то, что у ФГУ "Росагропромстандарт" не возникло право оперативного управления на спорное здание и отклонили как неосновательную. При этом отметили, что на основании приказа Госагропрома РСФСР от 19.09.1989 N 164 и акта от 29.09.1989 административное здание по адресу г. Москва, Ленинский пр., д. 7а передано Учебно-методическому кабинету Главного управления по кадровому обеспечению, на базе которого, а также Учебно-методического кабинета Нечерноземной зоны РСФСР приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР от 08.10.1990 N 87 был организован Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода РСФСР с местом нахождения по адресу г. Москва, Ленинский пр., д. 7а. Приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.09.2001 N 914 и от 23.12.2003 N 1570 последний (Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров Минсельхозпрода РСФСР) был переименован в Федеральное государственное учреждение "Учебно-методический кабинет по подготовке и повышению квалификации кадров", а затем - в Федеральное государственное учреждение "Консультационно-методологический центр по вопросам эффективного использования федеральной собственности Минсельхоза России" (далее - ФГУ "КМЦ"). На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.07.2007 N 888-р и приказа Минсельхоза России от 03.08.2007 N 387 ФГУ "КМЦ" и ФГУ "Росагропромстандарт" реорганизованы в форме присоединения первого учреждения ко второму. Указанным распоряжением Правительства Российской Федерации Минсельхозу России поручено осуществить необходимые юридические действия по реорганизации учреждений, а Росимуществу - оформить в установленном порядке закрепление за ФГУ "Росагропромстандарт" относящееся к федеральной собственности имущество ФГУ "КМЦ".
...
Согласно пункту 2 статьи 218, пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом толкования, данного в пункте 11 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения с момента завершения реорганизации юридического лица независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
...
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 ноября 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2011 года по делу N А40-39825/10-153-158, А40-106847/10-111-633 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2011 г. N Ф05-2595/11 по делу N А40-39825/2010