г. Москва
15 апреля 2011 г. |
N КА-А40/2805-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.
судей Бочаровой Н.Н., Дудкиной О.В.,
при участии в заседании:
от истца - Мурашова А.В. - дов. N 61/09/09 от 01.09.2009, Бородкина А.В. - дов. N 61/09/09 от 01.09.2009,
от ответчика - Николаевой М.С. - дов. N 523 от 05.08.2009,
рассмотрев 11.04.2011 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москве на решение от 26.10.2010 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Петровым И.О., на постановление от 21.01.2011 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Голобородько В.Я., Окуловой Н.О., Кольцовой Н.Н., по иску (заявлению) ООО "Дайком" о признании бездействия незаконным, обязании возместить НДС к ИФНС России N 5 по г. Москве, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дайком" (далее - Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве (далее - Инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившееся в невозмещении из федерального бюджета за 1, 2 и 3 квартал 2008 года НДС в размере 16.386.858 руб., обязании Инспекции возместить из федерального бюджета путем зачета за 1, 2 и 3 квартал 2008 года НДС в размере 16.386.858 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Общества, возражавших против отмены судебных актов по основаниям, указанным в них и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что заявителем в Инспекцию представлены уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года и налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 и 3 кварталы 2008 года.
Инспекцией в течение трехмесячного срока, установленного статьей 88 НК РФ, камеральных налоговых проверок проведено не было.
02.11.2009 налогоплательщиком своевременно подано в налоговый орган заявление, в котором заявитель просил принять решения о возмещении НДС за 1, 2 и 3 кварталы 2008 года в общей сумме 16 386 858 руб.; направить сумму НДС в размере 16 386 858 руб., подлежащую возврату из бюджета по итогам 1, 2 и 3 кварталов 2008 года, в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС, иным федеральным налогам; отразить в карточке "Расчеты с бюджетом" суммы НДС в размере 16.386.858 руб., подлежащей возмещению за 1, 2, 3, кварталы 2008 года, в качестве переплаты; сообщить Обществу письменно о принятых решениях о возмещении сумм НДС за 1, 2 и 3 кварталы 2008 года, о принятом решении о зачете налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в предусмотренный законом срок решений по результатам камеральных налоговых проверок принято не было, оснований для отказа в применении налоговых вычетов по НДС не имелось, в связи с чем бездействие Инспекции, выразившееся в непринятии решения о возмещении НДС по итогам проверки представленных налоговых деклараций Общества за 1, 2 и 3 квартал 2008 года, признано незаконным.
В силу ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Статья 88 НК РФ обязывает налоговые органы проводить камеральные налоговые проверки на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения НДС, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
В соответствии с п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Суды, исследовав материалы дела, применив ст.ст. 88, 169, 171, 172, 176 НК РФ, сделали обоснованный вывод о неисполнении Инспекцией возложенных на нее законом обязанностей, в связи с чем бездействие налогового органа правомерно признано незаконным.
Судами также правомерно со ссылкой на указанные нормы сделан вывод о соблюдении налогоплательщиком порядка и условий применения спорных вычетов по НДС со ссылкой на правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", согласно которой судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности достоверны.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод по делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки судов, им дана правильная правовая оценка.
Кассационная жалоба налогового органа представляет собой изложение его позиции при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами, и отмены судебных актов не имеется.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены решения и постановления судов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.11 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 5 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Черпухина |
Судьи |
Н.Н. Бочарова |
|
О.В Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.