город Москва |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А41-7957/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Ананьиной Е.А., Кобылянского В.В.
при участии в заседании:
от истца - Бродская М.С., дов. от 20.01.2014 г. N Д/14-49
от ответчика - не явился, уведомлен
от третьих лиц - не явились, уведомлены
рассмотрев 24 июля 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области (ответчика)
на решение от 27 декабря 2013 года Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 18 апреля 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.
по иску ООО "ТРАСТЮНИОН АЙЭМ"
к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, МИ ФНС России N 1 по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "ТрастЮнион Эссет Менеджмент" (далее - ООО "ТРАСТЮНИОН АЙЭМ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), с учетом принятого судом заявления об уточнении иска, со следующими требованиями:
- о признании не соответствующей рыночной стоимости внесенную 24.10.2010 г., 30.08.2010 г., 27.04.2012 г., 23.09.2010 г., 14.09.2010 г., 04.09.2010 г., 09.08.2010 г. и 13.03.2012 г. в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость двадцати четырех земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050445:320, 50:23:0030401:29, 50:23:0050385:283, 50:23:0030371:1200, 50:23:0030388:735, 50:23:0020395:550, 50:23:0050445:105, 50:23:0050445:106, 50:23:0050445:107, 50:23:0050445:108, 50:23:0050445:117, 50:23:0050445:119, 50:23:0050445:128, 50:23:0050445:130, 50:23:0050445:131, 50:23:0050445:132, 50:23:0050445:133, 50:23:0050445:136, 50:23:0050445:137, 50:23:0050445:59, 50:23:0050445:60, 50:23:0050446:144, 50:23:0050446:145 и 50:23:0050446:146, расположенных в Раменском районе Московской области, а также удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра этих земельных участков в размере 2 179,11 руб.;
- об обязании Кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб. за 1 квадратный метр и о рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости спорных двадцати четырех земельных участков;
- об обязании Кадастровую палату внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость спорных двадцати четырех земельных участков, а в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра этих земельных участков - рыночную стоимость одного квадратного метра на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость.
В обоснование своих требований ООО "ТРАСТЮНИОН АЙЭМ" сослалось на свой статус управляющей компании в отношении закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Своя земля - рентный" (далее - Фонд), в уставный капитал которого были внесены спорные земельные участки, на возложение Федеральным законом от 27.11.2010 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" на управляющие компании обязанности по уплате земельного налога в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, на многократное превышение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных двадцати четырех земельных участках над их рыночной стоимостью, что привело к необоснованному увеличению бремени по уплате земельного налога и, как следствие, к ненадлежащему расходованию средств паевого инвестиционного фонда, а также на отсутствие в действующем законодательстве запрета на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области (далее - МИ ФНС России N 1 по Московской области), Министерство экологии и природопользования Московской области и администрация Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2013 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2014 г., уточненные требования удовлетворены:
- признана не соответствующей рыночной стоимости внесенная 24.10.2010 г., 30.08.2010 г., 27.04.2012 г., 23.09.2010 г., 14.09.2010 г., 04.09.2010 г., 09.08.2010 г. и 13.03.2012 г. в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость двадцати четырех земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050445:320, 50:23:0030401:29, 50:23:0050385:283, 50:23:0030371:1200, 50:23:0030388:735, 50:23:0020395:550, 50:23:0050445:105, 50:23:0050445:106, 50:23:0050445:107, 50:23:0050445:108, 50:23:0050445:117, 50:23:0050445:119, 50:23:0050445:128, 50:23:0050445:130, 50:23:0050445:131, 50:23:0050445:132, 50:23:0050445:133, 50:23:0050445:136, 50:23:0050445:137, 50:23:0050445:59, 50:23:0050445:60, 50:23:0050446:144, 50:23:0050446:145 и 50:23:0050446:146, расположенных в Раменском районе Московской области, а также удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра этих земельных участков в размере 2 179,11 руб.;
- на Кадастровую палату возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб. за 1 квадратный метр и об рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости спорных двадцати четырех земельных участков;
- на Кадастровую палату возложена обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости установленную судом и указанную в решении рыночную стоимость спорных двадцати четырех земельных участков, а в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра этих земельных участков - установленную судом и указанную в решении рыночную стоимость одного квадратного метра на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельных участков.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18 апреля 2014 г. произведена замена Министерства экологии и природопользования Московской области на Министерство имущественных отношений Московской области.
Удовлетворяя требования ООО "ТРАСТЮНИОН АЙЭМ", суды первой и апелляционной инстанций исходили из рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 24.10.2010 г., 30.08.2010 г., 27.04.2012 г., 23.09.2010 г., 14.09.2010 г., 04.09.2010 г., 09.08.2010 г. и 13.03.2012 г., как она была определена оценщиками ЗАО "ИнтерпромТЭКпроект Инжиниринг" Мосолкиным Д.В. и Столбецовым С.Д. в заключении от 15.08.2013 г. N 0208/2013, подготовленном по результатам проведения назначенной определением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2013 г. экспертизы.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции отклонил доводы Кадастровой палаты о недопустимости изменения кадастровой стоимости земельного участка с даты внесения этих сведений в государственный кадастр недвижимости и о внесении в декабре 2013 г. сведений о новой кадастровой стоимости спорных земельных участков по результатам очередной государственной оценки земель, указав на то, что "установление рыночной стоимости земельных участков на конкретные даты (указанные судом) не свидетельствует о том, что такая рыночная стоимость должна применяться именно с указанной даты, а не с даты вступления решения в законную силу", а также на предъявление ООО "ТРАСТЮНИОН АЙЭМ" иска задолго до проведения новой государственной оценки земель и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты Кадастровая палата настаивает на своих доводах о недопустимости установления рыночной стоимости земельного участка на прошлый период и о том, что дата, по состоянию на которую определена рыночная стоимость земельного участка согласно представленному суду отчету либо экспертному заключению, не может являться датой внесения сведений о рыночной стоимости в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой взамен ранее внесенной, поскольку распространяет свое действие лишь на будущий период и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления судебного акта в законную силу, а также ссылается на то, что Кадастровая палата не является заказчиком результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, а только вносит уже утвержденные уполномоченным государственным органом сведения о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следовательно, не совершала каких-либо действий, нарушивших права и законные интересы истца, поэтому является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем просит решение от 27 декабря 2013г.и постановление от 18 апреля 2014 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
Истец приведенные в кассационной жалобе доводы считает необоснованными, просит судебные акты оставить без изменения.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Кадастровой палаты к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ответчик и третьи лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя истца и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые ответчиком судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ООО "ТРАСТЮНИОН АЙЭМ" является управляющей компанией Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Своя земля - рентный".
В состав имущества Фонда входят земельные участки с кадастровыми номерами: 50:23:0050445:320, 50:23:0030401:29, 50:23:0050385:283, 50:23:0030371:1200, 50:23:0030388:735, 50:23:0020395:550, 50:23:0050445:105, 50:23:0050445:106, 50:23:0050445:107, 50:23:0050445:108, 50:23:0050445:117, 50:23:0050445:119, 50:23:0050445:128, 50:23:0050445:130, 50:23:0050445:131, 50:23:0050445:132, 50:23:0050445:133, 50:23:0050445:136, 50:23:0050445:137, 50:23:0050445:59, 50:23:0050445:60, 50:23:0050446:144, 50:23:0050446:145 и 50:23:0050446:146, расположенные в Раменском районе Московской области, категория земель - земли сельхозназначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым средний уровень кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Раменском муниципальном районе Московской области был установлен в размкере 2179 руб. 11 коп. за 1 квадратный метр.
На основании указанного распоряжения Кадастровой палатой ранее была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0050445:320 по состоянию на 24.10.2010 г.; с кадастровыми номерами 50:23:0050446:144, 50:23:0050446:145 и 50:23:0050446:146 - по состоянию на 23.09.2010 г.; с кадастровым номером 50:23:0030401:29 - по состоянию на 27.04.2012 г.; с кадастровым номером 50:23:0030371:1200 - по состоянию на 04.09.2010 г.; с кадастровым номером 50:23:0050385:283 - по состоянию на 14.09.2010 г.; с кадастровым номером 50:23:0030388:735 - по состоянию на 09.08.2010 г.; с кадастровым номером 50:23:0020395:550 - по состоянию на 13.03.2012 г., а остальных указанных земельных участков - по состоянию на 30.08.2010 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 г. N 346-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 28.06.2011 г. N 913/11, права собственника земельного участка, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку законодательство, регулирующее порядок установления кадастровой стоимости земельного участка, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются, поэтому установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Президиума от 25.06.2013 г. N 1076/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Не оспаривая приведенные еще в апелляционной жалобе Кадастровой палаты доводы о том, что в декабре 2013 года до вынесения судом первой инстанции в государственный кадастр недвижимости были внесены новые результаты государственной кадастровой оценки спорных земельных участков, истец, настаивая на своих требованиях, фактически требовал пересмотра кадастровой стоимости этих земельных участков за период, предшествующий предъявлению иска, поскольку нарушение своих прав усматривал в переплате земельного налога, тогда как пересмотр кадастровой стоимости на прошлый период действующим законодательством не допускается, поэтому у судов не имелось оснований для удовлетворения таких требований истца.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2014 года по делу N А41-7957/13 отменить.
В удовлетворении требований ООО "ТРАСТЮНИОН АЙЭМ" отказать.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.