г. Москва
12 мая 2011 г. |
N КА-А40/3872-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э. Н.,
судей Егоровой Т. А., Жукова А. В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Сафонов О.В.- дов. от 20.05.2010
от ответчика: Холодкова Е.В., - дов. от 26.11.2010 N 05-15/52173, Панов Е.А. - дов. от 01.02.2011 N 05-15/03695
рассмотрев 04.05.2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС N 22
на решение от 27.10.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Карповой Г.А.,
на постановление от 24.01.2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Крекотневым С.Н., Окуловой Н.О., Кольцовой Н.Н.,
по делу N А40-73799/10-99-367,
по иску (заявлению) ЗАО "ПрессМоушн"
о признании решения частично недействительным
к ИФНС N 22 установил:
Закрытое акционерное общество "ПрессМоушн" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России N 22 по г. Москве от 04.05.2009 г. N 92/2 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части признания неправомерным применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость к реализации товаров (работ, услуг) на сумму 33.690.275 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в размере 3.998.287 руб., отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 2.901.679 руб. и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 27.10.2010 г. Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 24.01.2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено в связи с соблюдением заявителем условий применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, установленных ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствием доказательств получения заявителем необоснованной налоговой выгоды.
Законность судебных актов проверена в порядке ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России N 22 по г. Москве, в которой налоговый орган повторил доводы апелляционной жалобы.
Заявитель представил отзыв на кассационную жалобу в котором просит оставить решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 г. без изменения, как соответствующее действующему законодательству, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 22 по г. Москве - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 146 Кодекса реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 1 ст.171 Кодекса предусмотрено, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные в данной статье налоговые вычеты.
В пункте 2 данной статьи указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
В силу п.3 ст.172 Кодекса вычеты сумм налога, предусмотренные ст. 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п.1 ст.164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст.165 Кодекса.
В соответствии с п.4 ст.176 Кодекса суммы, указанные в ст.171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подп.1. п.1 статьи 164 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, поименованных в ст.165 Кодекса.
Согласно материалам дела Обществом 20.01.2009 года представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2008 г., в которой заявлена реализация товара на экспорт по налоговой ставке 0 процентов, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 2 901 679 руб.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение от 04.05.2009 г. N 92/2 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Указанным решением установлено правомерное применение Обществом ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров за 4-й квартал 2008 г. к реализации 1.421.153 руб., неправомерное применение Обществом ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров за 4-й квартал 2008 г. к реализации 33.690.275 руб., доначислен налог на неподтвержденную реализацию в размере 3.998.287 руб., установлено неправомерное применение сумм налоговых вычетов за 4-й квартал 2008 г. в сумме 3.020.618 руб., сумма налога, исчисленная к уплате за 4-й квартал 2008 г. составила 4.117.226 руб., Обществу начислен штраф в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 823.445 руб., отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2.901.679 руб.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, которое письмом от 15.06.2010 г. N 21-19/062657 оставило апелляционную жалобу без удовлетворения.
Инспекция указывает на то, что Обществом по требованию налогового органа в ходе проведения камеральной проверки не были представлены документы в обоснование применения налоговых вычетов.
Данные доводы налогового органа судами отклонены по следующим основаниям.
Согласно ст.88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст.100 настоящего Кодекса.
При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Судами установлено, что Инспекцией в адрес заявителя направлено требование N 15-10/30 о представлении документов для подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС за 4-й квартал 2008 года.
В ответ на это требование заявитель письмом от 04.03.2009 г. N 987 представил в Инспекцию документы на 4 945 листах, подтверждающие налоговые вычеты по НДС за 4-й квартал 2008 года: счета-фактуры, накладные и т.д., что подтверждается сопроводительным письмом с отметкой налогового органа о получении 05.03.2009 года.
Требований о предоставлении каких-либо иных недостающих документов, пояснений относительно выявленных ошибок или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, Инспекция Обществу не направляла.
В обоснование отказа применения ставки 0 процентов по НДС Инспекция указала на то, что в некоторых временных грузовых таможенных декларациях отсутствует отметка российского таможенного органа "Товар вывезен", к ряду таможенных деклараций не представлены копии товаросопроводительных документов.
Суды считают данный довод налогового органа необоснованными в силу следующего.
Согласно подп.1 п. 1 ст. 164 Кодекса при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно п. 1 ст. 165 Кодекса при реализации товаров в таможенном режиме экспорта для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 165 Кодекса заявителем были представлены все документы, подтверждающие право применения налоговой ставки 0 процентов, что следует из самого решения Инспекции и описи от 20.01.2009 г. с отметкой налогового органа.
Требование Инспекции о проставлении на временных таможенных декларациях отметки "товар вывезен" является необоснованным, поскольку указанная отметка проставляется на полной таможенной декларации, которая подтверждает фактически вывезенный объем товара и содержит ссылку на предшествующую временную декларацию в графе 40. В соответствии со ст.138 Таможенного кодекса Российской Федерации при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В 2008 г. заявителем было получено право на периодическое временное декларирование товаров на Домодедовской таможне. В этой связи, заявитель до 5-го числа каждого месяца подает временную декларацию на объем товаров, который предполагается вывезти в этом месяце. Далее Общество в течение месяца отгружает товар по инвойсам, счетам-фактурам и авиа (железнодорожным) накладным, которые содержат ссылку на временную таможенную декларацию. Полная декларация подается только в последнюю поставку месяца, к которой прикладываются все инвойсы, счета-фактуры, накладные, подтверждающие фактический вывоз товара. Согласно п.15 Приказа ФТС России от 18.12.2006 г. N 1327 таможенная служба ставит отметку о вывозе товара на полной декларации (или ее копии), которая содержит сведения об объеме фактической отгрузки за месяц.
Для подтверждения экспорта печатной продукции в Грузию по контракту N 58/08 от 11.03.2008 г. с ООО "Тбилисская Пресса" Обществом представлены в Инспекцию: временная декларация N 10002010/300408/0011236 (в графе 7 указано ВПД) на сумму 813.103,39 руб., сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/050608/0014485 на сумму 5.504.404,94 руб. Полная декларация содержит в "графе 40" ссылку на предшествующую временную декларацию N 10002010/300408/0011236 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 5.504.404,94 руб. подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Аналогично по указанному контракту с ООО "Тбилисская Пресса" заявителем представлены в Инспекцию: временная декларация N 10002010/010608/0014021 (в графе 7 указано ВПД) на сумму 887.434,25 руб., сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/040708/0017086 на сумму 430.776,24 руб. Полная декларация содержит в "графе 40" ссылку на предшествующую временную декларацию N 10002010/010608/0014021 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 430.776,24 руб. подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Экспортная выручка по данному контракту поступила в мае-июле 2008 г. на счета Общества в размере 870.000 руб.
Для подтверждения экспорта продукции в Азербайджан по контракту N 56/07 от 14.12.2007 г. с ЗАО "REGION PRESS" заявителем представлены в Инспекцию: временная декларация N 10002010/300408/0011245 (в графе 7 указано ВПД) на сумму 760.049,23 руб., сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/050508/0014486 на сумму 124.522 руб. Полная декларация содержит в "графе 40" ссылку на временную декларацию N 10002010/300408/0011245 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 124.522 руб. подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Также по указанному контракту заявителем представлены в Инспекцию: временная декларация N 10002010/010608/0014063, (в графе 7 указано ВПД), сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/020708/0016878 на сумму 18.398,79 руб., содержащая в "графе 40" ссылку на предшествующую (временную) декларацию N 10002010/010608/0014063 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 18.398,79 руб. подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Для подтверждения экспорта продукции в Израиль по контракту N 12 от 29.09.2005 г. с фирмой "Альтернатива" Обществом представлены: временная декларация N 10002010/310808/0022012 (в графе 7 указано ВПД) на сумму 17.686,58 долларов США, сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/051008/0025326 на сумму 17.277,33 долларов США. Полная декларация содержит в "графе 40" ссылку на предшествующую временную декларацию N 10002010/300408/0011245 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 17.277,33 доллара США подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Заявителем также представлены по указанному контракту временная декларация N 10002010/310808/0022012 (в графе 7 указано ВПД) на сумму 17.686,58 долларов США, сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/051008/0025326 на сумму 17.277,33 долларов США. Полная декларация содержит в "графе 40" ссылку на предшествующую временную декларацию N 10002010/300408/0011245 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 17.277,33 долларов США подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Для подтверждения экспорта продукции в Казахстан по договору N 209 от 07.04.2006 г. с ТОО "Kaz Press" заявителем представлена временная декларация N 10002010/280608/0016520 (в графе 7 указано ВПД) на сумму 9.738.447,02 руб., сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/050808/0019749 на сумму 5.446.257,12 руб. Полная декларация содержит в "графе 40" ссылку на предшествующую временную декларацию N 10002010/280608/0016520 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 5.446.257,12 руб. подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Заявителем также представлены по указанному контракту временная декларация N 10002010/010608/0014026 (в графе 7 указано ВПД) на сумму 2.033.481,80 руб., сопроводительные документы (накладные, инвойсы) к ней, и полная таможенная декларация N 10002010/020708/0016874 на сумму 753.260,69 руб. Полная декларация содержит в "графе 40" ссылку на предшествующую временную декларацию N 10002010/010608/0014026 и отметку таможни "товар вывезен". Таким образом, экспорт товара на сумму 753.260,69 руб. подтвержден полной декларацией с отметкой таможни "товар вывезен" и товаросопроводительными документами, со ссылкой на предшествующую временную декларацию.
Аналогично подтвержден экспорт товара по всем остальным поставкам, указанным в оспариваемом решении, что отражено заявителем в таблице экспортных поставок за 4-й квартал 2008 г. письменных объяснений.
Для полной проверки доводов заявителя судом первой инстанции была назначена двусторонняя сверка имеющихся в Инспекции документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов.
По результатам сверки представители Инспекции заявили суду, что, сверив совместно с представителем заявителя временные грузовые таможенные декларации, полные грузовые таможенные декларации, а также товаросопроводительные документы, они убедились, что связь между ВГТД, ПГТД и товаросопроводительными документами имеется комплект этих документов полный.
Вместе с тем, Инспекция и по результатам сверки не смогла установить полное поступление выручки от отгрузки товара на экспорт. Так, от ООО "Тбилисская пресса" (Грузия) не получена выручка на сумму 65 181 руб., от фирмы "Альтернатива" (Израиль) не получена выручка на сумму 28 227,28 долларов США.
Судами установлено, что это обстоятельство не является основанием для отказа в подтверждении обоснованности заявленной в декларации реализации с применением налоговой ставки 0 процентов, поскольку, как пояснили представители заявителя, не полностью оплаченные в течение 180 дней экспортные поставки по договору с ООО "Альтернатива" от 29.09.2005г. N 16 и контракту с ТОО "Тбилисская пресса" от 11.03.2008 г. N 58/08 отражены в разделе 7 налоговой декларации, с последующим начислением сумм налога по реализации товаров, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена.
Суды также считают необоснованным довод Инспекции о том, что в банковских документах нет ссылок на конкретные ГТД, поскольку требования по оформлению выписок из лицевых счетов клиентов определены в разделе втором части 3 "Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утв. ЦБ РФ 26.03.2007 г. N 302-П в редакции, действовавшей на тот период. Как следует из п.2.1 раздела 2 части 3 Правил, выписка банка представляет собой копию лицевого счета, в котором, в свою очередь отражаются поступление денежных средств на счет и их списание со счета. К выписке банка в подтверждение поступления денежных средств на счет прилагаются документы, на основании которых совершены записи по счету (платежные поручения). Поэтому отсутствует обязанность указания в банковских выписках на конкретные ГТД.
В материалах дела имеются банковские выписки, оформление которых не противоречит действующему банковскому законодательству. По совокупности представленных доказательств можно установить факт поступления экспортной валютной выручки, ее размер и источник выплаты валютных средств иностранного покупателя, указанного в контракте, в соответствии с которым была осуществлена поставка товаров на экспорт.
Учитывая изложенное, суды не признали соответствующим Кодексу решение инспекции.
Поскольку заявитель в полном соответствии с налоговым законодательством обосновал право на применение нулевой ставки НДС и налоговых вычетов по налоговой декларации за 4-й квартал 2008 года, представив в налоговый орган все необходимые для этого документы, оспариваемое решение незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя и потому подлежат признанию недействительными.
Инспекция ссылается на то, что решением Инспекции ФНС России N 22 по г. Москве N 92/2 от 04.05.2009 года "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" не признавалось неправомерным применение заявителем налоговой ставки 0 процентов по НДС к реализации товаров (работ, услуг) на сумму 33 690 275 руб., не доначислялся НДС заявителю в размере 3 998 287 руб. и заявитель не привлекался к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, в решении Инспекции ФНС России N 22 по г. Москве от 04.05.2009 года N 92/2 в п.2 содержатся выводы о неправомерном применении ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров за 4-й квартал 2008 года к реализации 33 690 275 руб.; неправомерном применении сумм налоговых вычетов за 4-й квартал 2008 года в сумме 3 020 618 руб.; доначислен налог на неподтвержденную реализацию в размере 1 415 834 руб.=7 865 744 руб.*18%, 2 582 453 руб.=25 824 531 руб.*10%; начислен штраф в соответствии со ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 823 445 руб.=4 117 226 руб.*20%.
В связи с этим суды правомерно оценили законность указанных выводов, содержащиеся в решении Инспекции от 04.05.2009 года N 92/2.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установлены значимые для дела обстоятельства, правильно применены ст. 171, 172, 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27 октября 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24 января 2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-73799/10-99-367 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 22 по г. Москве без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Э.Н.Нагорная |
Судьи |
Т.А.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.