г. Москва
"17" мая 2011 г. |
N КА-А40/4512-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу Летукова Е.В., доверенность от 24 января 2011 года N 14/07,
от заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Московской области Редкова Д.И., доверенность от 20 января 2011 года N 1д,
рассмотрев 17 мая 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Московской области на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2010 года, принятое судьей Уточкиным И.Н., на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 года, принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Свиридовым В.А. по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу к Управлению Федерального казначейства по Московской области об оспаривании отказа и обязании, установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЦФО) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании отказа Управления Федерального казначейства по Московской области (далее - Казначейство) по исполнению постановления Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 04 февраля 2010 года N 13-35/11 и обязании принять к исполнению постановление Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 4 февраля 2010 года N 13-35/11.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федерального казначейства по Московской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы Казначейство указывает на неправильное применение судом норм материального права, а именно статей 239, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя кассационной жалобы обращение взыскания на средства бюджетов производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Порядок исполнения постановлений административных органов бюджетным законодательством не регулируются.
Представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО поддержал требования, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить принятые судебные акты, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Казначейства возражал по доводам кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судами двух инстанций при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем суд не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департаментом Росприроднадзора по ЦФО в Управление Федерального казначейства по Московской области для принудительного взыскания штрафа с Государственного учреждения Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" направлено постановление от 4 февраля 2010 года N 13-35/111.
Письмом от 29 июля 2010 года N 03-10/5317 Управление Федерального казначейства по Московской области возвратило Департаменту Росприроднадзора по ЦФО постановление от 4 февраля 2010 года N 13-35/111 со ссылкой на Положение о Федеральном казначействе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 703 и Положение об управлении Федерального казначейства по Московской области, утвержденным Приказом Минфина России от 4 марта 2005 года N 33н, согласно которым органы Федерального казначейства не наделены полномочиями по осуществлению принудительных взысканий административных штрафов, в данном случае на основании представленного на исполнение постановления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента Росприроднадзора по ЦФО в Арбитражный суд города Москвы.
В силу положений пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 31 при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Установив, что государственное учреждение Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", в отношении которого вынесено постановление о наложении штрафа, является получателем средств федерального бюджета, а также, учитывая тот факт, что данное обстоятельство явилось основанием для отказа судебным приставом-исполнителем в возбуждении исполнительного производства (постановление от 27 апреля 2010 года), суды пришли к правильному выводу о правомерности обращения Департамента Росприроднадзора по ЦФО в Казначейство. Иной порядок исполнения постановления о взыскании штрафа в принудительном порядке с бюджетных организаций, у которых открытые счета в кредитных учреждениях, законодательством не предусмотрен.
Учитывая установленные обстоятельства, изложенные в судебных актах выводы судов о незаконности оспариваемого решения и наличии нарушений прав и законных интересов Департамента Росприроднадзора по ЦФО, являются правомерными и основанным на правильном применении закона.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права основаны на исследовании документов, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела. Эти выводы соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде апелляционной инстанции, и не опровергают выводов судебных инстанций о правильном применении норм материального права, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 декабря 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2011 года по делу N А40-102424/10-92-521 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
|
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.