г. Москва
23 мая 2011 г. |
N КА-А40/3873-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю. и Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы Преображенской М.А. по доверенности от 28 февраля 2011 г. N 33-И-500/11
рассмотрев 16 мая 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Порто Малтезе" на решение от 22 сентября 2010 г. Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Папелишвили Г.Н. на постановление от 25 января 2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б. по делу N А40-79573/10-144-444 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Порто Малтезе" о признании незаконным бездействия к Департаменту земельных ресурсов города Москвы, установил:
ООО "Порто Малтезе" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от заключения договора аренды земельных участков и об обязании поставить земельные участки с учетными номерами 770104035502 и 770104035503 в границах, согласно материалам межевания (технических отчетов об инженерно-геодезических изысканиях по установлению границ и определению площади земельного участка), выполненных ООО "ГеоСпэйс", на государственный кадастровый учет и заключить краткосрочный договор аренды на указанные земельные участки.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 сентября 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Порто Малтезе" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, право аренды земельных участков возникло у него на основании ЗК РФ.
В судебном заседании представитель Департамента земельных ресурсов города Москвы возражал против удовлетворения доводов и требований кассационной жалобы.
Представитель ООО "Порто Малтезе", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Порто Малтезе" является собственником трех некапитальных строений площадью 157,5 кв.м (стр. 1а), 116,2 кв.м (стр. 6) и 17,3 кв.м (стр. 3) соответственно, расположенных по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 3, что подтверждается договорами купли-продажи от 08 ноября 2006 года N N 1, 2, а также соответствующими актами приема-передачи указанных некапитальных строений к данным договорам.
02 февраля 2010 года и 03 марта 2010 года ООО "Порто Малтезе" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлениями об оформлении в краткосрочную аренду земельных участков с учетными номерами 770104035502 и 770104035503, расположенных по адресу: г. Москва, Шмитовский проезд, д. 3, со ссылкой на предыдущих арендаторов.
Рассмотрев обращения заявителя, Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в ЦАО письмом от 06 апреля 2010 года N 33-1-1235/10-(3)-1 сообщило ООО "Порто Малтезе" о том, что испрашиваемые участки не сформированы и не поставлены на государственный кадастровый учет, а также частично расположены на территории улиц и дорог, установленной линиями градостроительного регулирования.
Кроме того, ООО "Порто Малтезе" не представлены документы, подтверждающие имущественные права на некапитальные строения, расположенные на указанных земельных участках. При этом Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в ЦАО не располагает информацией об издании Префектурой ЦАО г. Москвы соответствующего распорядительного документа, оформляющего земельно-правовые отношения для эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП.
Вместе с тем в упомянутом письме Департамент земельных ресурсов города Москвы также обратил внимание на то, что план границ указанных земельных участков Москомархитектурой отклонен от согласования.
Частью 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В силу пунктов 1.1, 2.2, 2.2.26 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Согласно пункту 3.1.2 постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" специалисты соответствующего подразделения Департамента земельных ресурсов города Москвы, на исполнение которым передали заявление и прилагаемый комплект документов, проводят экспертизу поступивших от заявителя документов на соответствие требованиям действующего законодательства, а также проводят проверку всей имеющейся информации о земельном участке в ИС РЕОН и при необходимости готовят запрос в Москомархитектуру и/или Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (для земельных участков, расположенных на особо охраняемых природных территориях, иных природных и озелененных территориях города Москвы).
При этом причинами отказа заявителю в выдаче запрашиваемого документа являются, в том числе отрицательное заключение органа исполнительной власти города Москвы, городской организации и территориальных органов федерального органа исполнительной власти, участвующих в подготовке запрашиваемого заявителем документа.
Суды правильно указали, что поскольку в настоящем случае часть спорного земельного участка расположена на территории общего пользования в границах красных линий улично-дорожной сети г. Москвы, ответчиком был направлен соответствующий запрос в Москомархитектуру.
Письмами от 10 ноября 2009 года N 001-02-4913/9-(1)-1 и от 20 ноября 2009 года N 001-02-4913/9-(2)-1 Москомархитектура сообщила, что в связи с размещением земельного участка на территории общего пользования - улично-дорожной сети земельный участок в представленных границах отклоняется от рассмотрения, а представленные материалы возвращаются.
Кроме того, Москомархитектура указала на то, что порядок оформления земельно-правовых отношений для эксплуатации объектов, не являющихся объектами капитального строительства, регламентирован постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП "Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства".
Согласно постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП "Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства" земельные участки для размещения некапитальных объектов предоставляются в аренду в соответствии с требованиями раздела IV Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на основании соответствующего правового акта префектуры административного округа города Москвы о предоставлении земельного участка в аренду.
Рассматривая данное дело, суды правильно посчитали, что какого-либо распорядительного акта Префектуры ЦАО г. Москвы о предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с действующими правовыми актами Правительства Москвы о порядке размещения и эксплуатации на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, заявителем не представлено.
Поэтому оспариваемое бездействие в отношении заявителя со стороны ответчика допущено не было.
Ссылки заявителя на статью 36 ЗК РФ правомерно не приняты судами, поскольку не свидетельствуют о незаконности оспариваемого бездействии и нарушении прав и охраняемых законом интересов ООО "Порто Малтезе", являющегося собственником некапитальных строений, на которого не распространяется исключительное право на приобретение права аренды земельных участков под объектами недвижимости, предусмотренное приведенной нормой ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 года по делу N А40-79573/10-144-444 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Порто Малтезе" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Агапов М.Р. |
Судьи |
Воронина Е.Ю. |
|
Латыпова Р.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.