г. Москва |
|
7 августа 2014 г. |
Дело N А40-137174/13-170-1272 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Кузнецова А. М., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ЦБ РФ - Серова М.Г. - дов. от 23.01.2014 г.
от ответчика Департамент Росприроднадзора по ЦФО - Павлюк И.Ю. - дов. от 11.06.2014 г. N 221
рассмотрев 31 июля 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу
на решение от 18 февраля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй Ереминой И.И.,
на постановление от 16 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Мухиным С.М.,
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (ОГРН 10377000013020)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
о возврате сумм излишне уплаченных платежей
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ, Банк России) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - Департамент) о возврате суммы излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов в 2010-2012 годах в размере 66 365,14 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Банк России обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель ЦБ РФ в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Полагает судебные акты приняты с нарушением норм действующего законодательства. Просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт.
Представитель Департамента против доводов жалобы возражал, отметив законность обжалуемых по делу решения и постановления. Просит оставить их без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Банк России в 2010-2012 годах ежеквартально представлял Департаменту расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и производил плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов на полигонах в Московской области.
Общая сумма платежей составила 66 365,14 руб.
Банк России обратился 24.04.2013 г. в Департамент с заявлением от N 35-1-3/39713 и уточненным заявлением от 07.05.2013 N 35-1-2/43383 о возврате платежей за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 2010 - 2012 годы.
Письмами от 16.05.2013 г. N 17-51/7079 и от 04.06.2013 г. N 06-25/7952 Департамент, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 г. N 5-П сообщил, что данная плата является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в связи с чем Банку России надлежит и в дальнейшем вносить ее.
Не согласившись с письмом Департамента, Банк России обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлены виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а также размещение отходов производства и потребления.
Согласно статьям 3 и 16 Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632.
Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 г. N 284-0 указал, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств и является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Судами установлено, что между Банком России и специализированной организацией ООО "АЛЬВА" 28.12.2007 г. был заключен договор N 07-С/07 на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора, по тарифам, предложенным ООО "АЛЬВА".
С целью исполнения взятых на себя обязательств, ООО "АЛЬВА" заключило с ЗАО "Экоразвитие" договоры от 14.01.2008 г. N 1 и от 30.12.2011 г. N 01/2012 на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО, в связи с чем последним с полигоном МУП "Малинки" были заключены договоры N 131 от 01.01.2011 г. N 131 от 01.01.2012 г. на услуги по приему и размещению ТБО.
Банк России полагает, что именно полигон МУП "Малинки" приобрел право на ТБО, в связи с чем и должен был осуществлять соответствующие платежи.
Между тем, как обоснованно отметили суды, организация, осуществляющая специализированную деятельность по фактическому приему и размещению отходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не приобретают право собственности на такие отходы, равно как и обязанности платить за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку они осуществляют деятельность только по размещению отходов, а само размещение осуществляют юридические лица, в результате деятельности которых данные отходы образовались.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенного судом постановления.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18 февраля 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 года по делу N А40-137174/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.