г. Москва |
|
13 августа 2014 г. |
Дело N А40-135103/13-77-1162 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Русаковой О.И.,
судей Дербенева А.А., Комаровой О.И.,
при участии в заседании:
от истца Департамента городского имущества города Москвы - Демьянов А.О., доверенность от 19.05.2014
от ответчика Управления Росреестра по г. Москве - Тхищева Д.В., доверенность от 30.12.2013
от третьего лица НО Фонд "Арбат" - Белова А.С., генеральный директор, протокол заседания правления N 1 от 31.07.2014, приказ N 11 от 31.07.2014, Буркина Л.В., доверенность от 04.082014
рассмотрев 06 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
на решение от 03 февраля 2014 года Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Романенковой С.В.,
на постановление от 07 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кольцовой Н.Н., Яковлевой Л.Г., Марковой Т.Т.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, ул. Бахрушина, 20)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746580822, 115191, Москва, ул. Большая Тульская, 15)
третье лицо: Некоммерческая организация Фонд развития и поддержки спортивно-оздоровительной и культурно-массовой деятельности "Арбат" (119002, Москва, ул. Новый Арбат, д. 51, стр. 2)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, ответчик) об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 28.11.2012 к договору аренды от 28.11.2002 N 01-00985/02 недвижимого имущества, оформленного письмом от 28.06.2013. Департамент также просил обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию названного дополнительного соглашения.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена некоммерческая организация Фонд развития и поддержки спортивно-оздоровительной и культурно-массовой деятельности "Арбат" (далее - Фонд, третье лицо).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2014 г., заявление Департамента удовлетворено.
Принимая решение по спору арбитражные суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов, изложенных в решении и постановлении по соответствующим позициям, фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", абз.10 п. 1 ст. 20, п. 3 ст. 9, п. 1 ст. 13, п. 2 ст. 16, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 18 Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", приводит довод о том, что в целях заключения договора аренды (дополнительного соглашения) на новый срок заявителю необходимо было провести оценку рыночной стоимости объекта недвижимого имущества, передаваемого в аренду с предоставлением на государственную регистрацию документов, подтверждающих данный факт.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Департамента возражал против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Представители Фонда поддержали позицию Департамента.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 г. N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" Федеральный арбитражный суд Московского округа переименован в Арбитражный суд Московского округа.
Арбитражный суд кассационной инстанции, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также имеющимся в материалах дела доказательствам, находит обжалованные судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 28.11.2012 к договору аренды N 01-00985/02 от 28.11.2002 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 3, условиями которого предусматривалось продление срока действия договора по 31.12.2015.
Уведомлением от 25.02.2013 N 11/041/2013-198 Управление Росреестра по Москве сообщило о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие соблюдение требований действующего законодательства при заключении дополнительного соглашения, а именно: документы о проведении оценки.
Письмом от 28.06.2013 N 11/041/2013-198 Управление Росреестра по Москве сообщило заявителю об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 28.11.2012, мотивируя тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в частности, не представлен документ, подтверждающий результаты оценки рыночной стоимости объекта недвижимого имущества на дату подписания дополнительного соглашения.
Полагая названный отказ регистрирующего органа необоснованным, Департамент обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании решения об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды незаконным.
Принимая решение по спору, арбитражные суды исходили из того, что в спорном случае, арендатор в соответствии с действующим законодательством имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения конкурса и аукциона, условие об арендной плате установлено судом на основании данных о размере такой платы, определенных оценщиком (пункт 1 части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции) на момент истечения срока предыдущего договора аренды.
Поскольку дополнительное соглашение от 28.11.2012 заключено в отношении действующего договора аренды, само дополнительное соглашение не изменяет порядок и методику исчисления арендной платы, сторонами должны приниматься во внимание положения договора аренды.
Поскольку дополнительное соглашение заключено об изменении срока действия договора в рамках срока действия договора аренды N 01-985/02 от 28.11.2002, суды пришли к выводу о том, что проведение оценки размера арендной платы на момент заключения такого дополнительного соглашения не является обязательным, поскольку положения ФЗ "О защите конкуренции" в данном случае неприменимы. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды N 01-00985/02 от 28.11.2002 в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 3.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, находит выводы судов не основанными на полном установлении всех имеющих существенное значение обстоятельств.
Согласно пункту 4.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 статьи 17.1 (договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества), заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: определение размера арендной платы и минимальный срок перезаключения договора аренды - три года.
При этом размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе некоммерческим организациям, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Согласно Уставу Некоммерческая организация Фонд развития и поддержки спортивно-оздоровительной и культурно-массовой деятельности "Арбат", исходя из целей своей организации, является некоммерческой организацией, преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные, культурные, образовательные, научные цели, цели охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных потребностей граждан, а также иные общественно полезные цели.
В соответствии с частью 3 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
В силу пункта 6 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 7 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций).
Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям.
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.
Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п. 8 ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях).
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не проверили входит ли имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 51, стр. 3, в указанный перечень. Данный перечень в материалы дела не представлен и представитель Департамента по этому поводу пояснить ничего не смог.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Поскольку для принятия обоснованного и законного решения требуется установление вышеназванных обстоятельств, исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, установить обстоятельства, подлежащие установлению в целях применения пункта 4 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (исключение) с учетом подпункта 9 пункта 1, пункта 7 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". С учетом установленного рассмотреть заявление Департамента городского имущества города Москвы, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03 февраля 2014 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 07 мая 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-135103/13-77-1162 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
О.И. Русакова |
Судьи |
А.А. Дербенев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.