г. Москва
08 июня 2011 г. |
N КА-А40/4249-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ворониной Е.Ю., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - ООО - Розанчугов С.Д. - дов. от 13.04.2011 г. N б/н
от ответчика - Правительство Москвы - Титова А.В. - дов. от 19.07.2010 г. N 4-47-11536/0
от третьего лица - Департамент культурного наследия - Титова А.В. - дов. от 16.05.2011 г. N 16-02-393/1-17
рассмотрев 02 июня 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ЕвроСтрой"
на решение от 08 ноября 2010 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Каменской О.В.
на постановление от 27 января 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.
по делу N А40-96287/10-21-510,
по заявлению ООО "ЕвроСтрой"
к Правительству Москвы
о признании незаконным бездействия
третьи лица: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, Комитет по культурному наследию г. Москвы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве, ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию"
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЕвроСтрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы по объекту, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 7, стр. 1, выразившееся в непринятии решения об отказе во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объекта по адресу Москва, ул.Солянка, д. 7, стр. 1 и обязании Правительства Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем издания распоряжения об отказе в отнесении объекта по адресу Москва, ул.Солян ка, д. 7, стр. 1 к памятникам и исключении его из выявленных объектов культурного наследия.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2010 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Правительства Москвы и Департамента культурного наследия г. Москвы против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемых судебных актах.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие указанных представителей.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.03.2004 г. между обществом и ФГУП ДЕЗЗ Росздрава по согласованию с руководителем территориального управления Минимущества России "Агентство федерального имущества по г. Москве" заключен Инвестиционный договор ИД-10/17, предметом которого является реставрация и приспособление под административно-офисно-гостиничный комплекс дома N 7, стр. 1 по ул. Солянка и регенерация застройки стр. 2, 3АБ, 5, 6 по тому же адресу.
18 февраля 2005 г. и 30 октября 2006 г. сторонами к указанному договору были заключены дополнительные соглашения N 1 и N 2 соответственно.
Протоколом от 29.09.2004 г. N 169 заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Комитете по культурному наследию города Москвы здание по адресу : г. Москва, ул.Солянка, д.7, стр.1 было отнесено к выявленным объектам культурного наследия в качестве памятника "Доходный дом, 1882, арх. В.Н. Корнеев".
Распоряжением Правительства Москвы от 13.05.2009 г. N 908-РП в целях реализации ст. 19 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" была создана Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по вопросам постановки объектов, обладающих историко-культурной ценностью, под государственную охрану в качестве объектов культурного наследия регионального значения.
16 октября 2009 г. на заседании Межведомственной комиссии было принято решение рекомендовать Правительству Москвы отнести спорное здание к ценным объектам историко-градостроительной среды.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором указало, что непринятие в установленном порядке распоряжения Правительства Москвы об отказе во включении в Реестр объекта по вышеуказанному адресу препятствует реализации инвестиционного договора, создает невозможность возведения объекта площадью не менее 20 000 кв.м. вместо здания существующей площадью 4 065,2 кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемое бездействие не нарушает прав и охраняемых законом интересов общества.
В соответствии со ст. 28 указанного Федерального закона в целях определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, обоснования изменения категории, а также в других случаях, указанных в данной статье, проводится государственная историко-культурная экспертиза.
В силу п. 3 ст. 31 Закона порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
15 июля 2009 г. Правительством РФ принято постановление N 569, которым утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе, установлен порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Решение Межведомственной комиссии от 16.10.2009 г., в основу которого было положено экспертное заключение от 20.07.2009 г., не было принято Правительством Москвы в силу пункта 9 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, согласно которому эксперты должны быть аттестованы в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации.
В связи с принятием Положения о государственной историко-культурной экспертизы Правительством Москвы 03.08.2010 г. принято постановление N 671-ПП, которым утвержден порядок включения выявленного объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Данным постановлением Правительства Москвы установлено, что в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Солянка, д. 7, стр. 1, будет проведена государственная историко-культурная экспертиза в установленном порядке за счет Москомнаследия. По результатам ее проведения будет принято решение по данному объекту в установленном законодательством порядке.
Статьей 19 вышеуказанного Федерального закона срок принятия соответствующего решения о включении, либо отказе во включении в Реестр выявленного объекта культурного наследия, установлен в течении не более одного года со дня поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в ст. 17 данного Закона.
Как правильно указали суды, в соответствии с указанным Федеральным законом не предусмотрено, что выявленный объект культурного наследия перестает таковым быть, если в течение года не принято соответствующее решение. Исключение из числа выявленных объектов культурного наследия возможно только при принятии решения уполномоченным органом об отказе включить такой объект в реестр.
Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона предусмотрено, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона реставрация и приспособление объекта для современного использования являются видами ремонтно-реставрационных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия.
Согласно п. 8 ст. 18 Федерального закона выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении либо отказе во включении объекта культурного наследия в реестр подлежат государственной охране.
Суды установили, что общество оформило с Москомнаследием охранное обязательство на указанный объект культурного наследия от 26.12.2005 г. N В/О, в соответствии с которым общество обязуется содержать его в надлежащем состоянии, а также выполнять проектные, ремонтно-реставрационные, противоаварийные и иные работы по сохранению объекта.
Как правильно указали суды, статус выявленного объекта культурного наследия не освобождает пользователя либо собственника этого объекта от обязанности проводить работы по сохранению объекта культурного наследия.
При данных обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Комитетом по культурному наследию г. Москвы в судебном заседании суда кассационной инстанции заявлено ходатайство о правопреемстве в лице Департамента культурного наследия г. Москвы.
В обоснование заявленного ходатайства Комитетом представлено Постановление Правительства Москвы от 26.10.2010 г. N 981-ПП "О переименовании Комитета по культурному наследию города Москвы", Постановление Правительства Москвы от 26.04.2011 г. N 154-ПП "Об утверждении положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", свидетельство Федеральной налоговой службы от 06.05.2011 г. о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Руководствуясь статьями 48, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
переименовать Комитет по культурному наследию г. Москвы в Департамент культурного наследия г. Москвы.
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 ноября 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 г. по делу N А40-96287/10-21-510 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.