г. Москва
21 июня 2011 г. |
N КА-А40/5808-11-1, 2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Ольга" Липина А.Н. по доверенности от 11 января 2011 г., Бабаева А.Б. по доверенности от 11 января 2011 г.
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы Краузова Р.А. по доверенности от 28 февраля 2011 г. N 33-И-493/11
от третьего лица Государственного учреждения г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" Чекалова В.Н. по доверенности от 30 декабря 2010 г. N 206,
рассмотрев 14 июня 2011 г. в судебном заседании кассационные жалобы ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы и третьего лица Государственного учреждения г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник"
на решение от 9 декабря 2010 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 11 марта 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Векличем Б.С., Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В.
по делу N А40-94/10-149-4
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ольга"
о признании незаконным отказа
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо Государственное учреждение г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник", УСТАНОВИЛ:
ООО "Ольга" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, с заявлением к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным отказа от 7 октября 2009 года от оформления земельно-правовых отношений (договора аренды) на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, городок им. Баумана, 3, об обязании Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО "Ольга" договор аренды земельного участка по адресу г. Москва, городок им. Баумана, 3, площадью 32.857 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации стадиона, расположенного в границах земельного участка, которому ранее был присвоен кадастровый номер 77:03:0005001:22, сроком на 25 (двадцать пять) лет.
В качестве третьего лица по делу привлечено Государственное учреждение г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 9 декабря 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2011 года, заявленные требования удовлетворены в части.
Оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы признан незаконным.
Требования ООО "Ольга" в части обязания Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО "Ольга" договор аренды земельного участка по адресу г. Москва, городок им. Баумана, 3, площадью 32.857 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации стадиона, расположенного в границах земельного участка, которому ранее был присвоен кадастровый номер 77:03:0005001:22, сроком на 25 (двадцать пять) лет оставлены без рассмотрения.
На Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ольга" путем подготовки и направления в адрес ООО "Ольга" проекта договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: по адресу г. Москва, городок им. Баумана, 3, площадью 32.857 кв.м, расположенного в границах земельного участка, которому ранее был присвоен кадастровый номер 77:03:0005
В кассационных жалобах Департамент земельных ресурсов города Москвы и Государственное учреждение г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационные жалобы ООО "Ольга" возражало против их удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Департамента земельных ресурсов города Москвы и Государственного учреждения г. Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители ООО "Ольга" возражали против их удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 15 апреля 2009 года ООО "Ольга" направило в Территориальное управление Департамента земельных ресурсов города Москвы по Восточному административному округу заявление по вопросу заключения договора аренды на земельный участок с адресным ориентиром городок им. Баумана, вл. 3, на котором находится принадлежащее заявителю на праве собственности здание, что подтверждается выпиской из журнала регистрации службы "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы. К заявлению приложен весь комплект необходимых документов, указанный в Постановлении Правительства Москвы от 13 марта 2007 года N 168-ПП "О порядке работы в режиме "одного окна" Департамента земельных ресурсов города Москвы".
Письмом от 7 октября 2009 года N 33-513-591/9-(0)-1 ответчик уведомил заявителя об отказе в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, городок им. Баумана, 3, которое мотивировано тем, что на основании Распоряжений Правительства Москвы от 19 июня 2007 года N 1223-РП и от 10 декабря 2008 года N 2922-РП испрашиваемый земельный участок находится в границах территории площадью 24,4034 га, предоставленной в постоянное бессрочное пользование Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник". Право постоянного бессрочного пользования Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Москве, и указанный участок поставлен Управлением Роснедвижимости по г. Москве на кадастровый учет с кадастровым номером 77:03:0005001:78.
Удовлетворяя заявление в части, суды правильно указали на незаконность и необоснованность оспариваемого отказа в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок.
При этом суды правомерно исходили из того, что ООО "Ольга" является собственником пяти плоскостных объектов недвижимости (теннисный корт, спорт-ядро, футбольное поле, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная площадка), а также нежилого здания, расположенных на сформированном земельном участке по адресу: г. Москва, городок им. Баумана, 3, кадастровый номер 77:03:0005001:22.
Указанные плоскостные объекты недвижимости приобретены заявителем у ОАО "Московский электроламповый завод" по договору купли-продажи от 5 декабря 2007 года, нежилое здание площадью 944,5 кв.м внесено в уставный капитал заявителя, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права в ЕГРП от 5 мая 2007 года NN 77АЖ 951929, 77АЖ 951933, 77АЖ 951934, 77АЖ 951932, 77АЖ 951930, от 5 июля 2007 года серии 77АЖ 013268.
Земельный участок с кадастровым номером 77:03:0005001:22 площадью 32 857 кв.м ранее был предоставлен ОАО "Московский электроламповый завод" по договору аренды от 31 января 2003 года N М-03-505194, заключенному с Московским земельным комитетом до 9 сентября 2007 года (раздел 2 договора), для эксплуатации стадиона.
Земельный участок из земель населенных пунктов по адресу: городок имени Баумана площадью 24,4034 га (кадастровый номер 77:03:0005001:78) предоставлен Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" на основании пункта 4 Распоряжения Правительства Москвы от 10 декабря 2008 года N 2922-РП "О дополнительных мерах по реализации распоряжения Правительства Москвы от 29.06.2007 N 1223-РП" для сохранения, восстановления, дальнейшего развития и использования усадьбы "Измайлово" в музейных, культурно-просветительских и рекреационных целях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2010 года по делу N А40-92/10-147-17 признан недействительным пункт 4 распоряжения Правительства Москвы от 10 декабря 2008 года N 2922-РП "О дополнительных мерах по реализации распоряжения Правительства Москвы от 29 июня 2007 года N 1223-РП".
Установив данные обстоятельства, суды правильно посчитали, что спорный земельный участок образован на месте испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 770305001:22, снятого с учета, поэтому ссылка в оспариваемом отказе на Распоряжение Правительства Москвы от 10 декабря 2008 года N 2922-РП как на основание предоставления земельного участка Государственному учреждению города Москвы "Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник" неправомерна.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В настоящем случае, как правильно установили суды, на спорном земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности плоскостные объекты недвижимости (теннисный корт, спорт-ядро, футбольное поле, футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная площадка), а также нежилое здание площадью 944,5 кв. м.
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления такого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Указанный Перечень документов утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 октября 2007 года N 370, является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
В оспариваемом отказе ответчик указал на то, что спорный земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Измайлово".
Между тем согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Закона г. Москвы "Об особо охраняемых территориях в городе Москве" предусмотрено, что расположенные на особо охраняемых территориях организации могут осуществлять лишь разрешенные виды использования земельного участка, не нарушающие режим особо охраняемой территории.
Статьей 18 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Статья 21 Закона г. Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" определяет, что природно-исторические парки в городе Москве создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства г. Москвы от 11 июля 2006 года N 488-ПП "Положение о природно-историческом парке "Измайлово" все правообладатели земельных участков в границах природно-исторического парка "Измайлово" обязаны соблюдать требования режима, установленного для соответствующего участка территории.
Кроме того, в силу пунктов 3.2, 3.12 на территории природно-исторического парка "Измайлово" предусматривается возможность выделения физкультурно-оздоровительных зон, специально обустроенных для занятий физической культурой и спортом, в пределах которых разрешается строительство и реконструкция спортивных площадок и закрытых спортивных сооружений общественного назначения.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что использование заявителем здания и испрашиваемого земельного участка как "эксплуатация стадиона" не противоречит положениям Закона г. Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в г. Москве". Оспариваемый отказ в оформлении земельно-правовых отношений является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассматривая данное дело, суды, руководствуясь разъяснениями пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", статьями 126, 201 АПК РФ, ст. 445 ГК РФ, исходя из существа заявленных требований, правомерно оставили заявление ООО "Ольга" без рассмотрения в части обязания Департамент земельных ресурсов города Москвы заключить с ООО "Ольга" договор аренды земельного участка по адресу г. Москва, городок им. Баумана, 3, площадью 32.857 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации стадиона, расположенного в границах земельного участка, которому ранее был присвоен кадастровый номер 77:03:0005001:22, сроком на 25 (двадцать пять) лет.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 9 декабря 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2011 года по делу N А40-94/10-149-4 оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.