г. Москва |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А40-126252/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 августа 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.
судей: Новоселова А.Л., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Лиджиев В.В., доверенность от 05.06.2014
от ответчика: Березнев Я.М., доверенность от 03.04.2014
рассмотрев 20 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Минобороны России
на решение от 20 января 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кравченко Е.В.,
на постановление от 08 апреля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями: Голобородько В.Я., Солоповой Е.А., Нагаевой Р.Г.,
по иску ОАО "Строительное управление Московского военного округа"
к Минобороны России (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Строительное Управление Московского Военного округа" в лице его конкурсного управляющего (далее - строительное управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) 1.185.239 руб. 56 коп. долга в порядке субсидиарной ответственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013, в удовлетворении иска отказано при выводе о том, что Российская Федерация не может нести субсидиарную ответственность по неисполненным обязательствам должника, поскольку кредитором не выполнена установленная законом обязанность по предъявлению требований основному должнику в ходе осуществляемых в отношении него ликвидационных мероприятий.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Московского округа от 26.08.2013 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду предложено установить осуществило ли строительное управление до предъявления требования к субсидиарному должнику - Минобороны России необходимые действия, направленные на получение исполнения от основного должника, были ли приняты все возможные меры к получению задолженности до его ликвидации, а также выполнение ликвидационной комиссией требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014, с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности в пользу строительного управления взыскано 1.185.239 руб. 56 коп. долга.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минобороны России. Заявитель просит отменить решение и постановление суда и принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судом норм материального права и не полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минобороны России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель строительного управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на законность принятых по делу судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований к удовлетворению жалобы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2009 по делу N А40-83867/08 с государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" в пользу строительного управления взыскано 1.165.239 руб., 56 коп. долга и выдан исполнительный лист.
Поскольку решение суда по делу N А40-83867/08 исполнено не было и задолженность не погашена в связи с ликвидацией должника, строительное управление обратилось в суд с иском к Минобороны России о взыскании долга в порядке субсидиарной ответственности.
Как установил суд, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц запись о прекращении деятельности учреждения в связи с его ликвидацией внесена в ЕГРЮЛ 06.10.2009, учредителем государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" является Минобороны России в лице штаба Московского военного округа, о чем также свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктами 1, 2, 6 статьи 63 и пунктом 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. При недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами и условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
При исследовании обстоятельств дела, суд установил, что истец в адрес ликвидационной комиссии государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" письменное требование в виде самостоятельного документа не направлял.
Из материалов дела также следует, что 03.07.2009 истцу был выдан исполнительный лист, с которым он обратился в федеральное казначейство, однако был получен ответ об отсутствии лицевых счетов должника государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" в федеральном казначействе.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Между тем, как установил суд, ликвидационной комиссией государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" не были предприняты меры по письменному уведомлению истца о предстоящей ликвидации, и доказательств обратного Минобороны России в материалы дела не представлено.
Удовлетворение иска по указанным мотивам судебная коллегия находит соответствующим фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов не имеется.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы фактических обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 января 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 апреля 2014 года по делу N А40-126252/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
А.Л. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.