г. Москва
28.04.2011 г. |
N КГ-А40/2889-11-П |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2011 г..
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Кузнецова В.В., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца - ОАО "Тверьстекло" - Юдичева Т.Г. дов. от 17.11.2009 г.. б/н
от ответчика - извещен, неявка,
от третьего лица - извещен, неявка
рассмотрев 21.04.2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
Росимущества
на решение от 14.10.2010 г..
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Полукаровым А.В.
на постановление 25.01.2011 г..
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Цымбаренко И.Б., Лепихиным Д.Е.
по иску (заявлению) ОАО по производству и реализации изделий из стекла и керамики "Тверьстекло"
о признании незаконным требований о предоставлении дополнительных документов
к Росимуществу
3-е лицо - ТУ Росимущества по Тверской области
УСТАНОВИЛ:
ОАО по производству и реализации изделий из стекла и керамики "Тверьстекло" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением (с учетом уточнений, принятых в порядке ст.49 АПК РФ) к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным требования о предоставлении дополнительных документов: сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), а также документов, подтверждающих отсутствие на земельном участке по адресу: г.Тверь, промзона Лазурная (кадастровый номер 69:40:0200067:0002), объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, выраженного в письме от 08.07.2009 N 10/762; об обязании ответчика принять заявку на приватизацию находящегося в федеральной собственности указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.01.2010 г.., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2010 г.. признано незаконным требование Федерального агентства по управлению государственным имуществом о предоставлении дополнительных документов: сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также документов, подтверждающих отсутствие на земельном участке по адресу: г. Тверь, промзона Лазурная, кадастровый номер 69:40:0200067:0002, объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, выраженное в письме от 08.07.2009 N 10/762, а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязано принять заявку ОАО по производству и реализации изделий из стекла и керамики "Тверьстекло" на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка по адресу: г. Тверь, промзона Лазурная, кадастровый номер 69:40:0200067:0002, в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.
При этом суды исходили из того, что у Росимущества отсутствовали законные основания на то, чтобы требовать от Общества представить с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности спорного земельного участка дополнительные документы, изложенные в письме от 08.07.2009 г.. N 10/762.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.07.2010 N КГ-А40/6292-10 вышеназванные судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
При этом, суд кассационной инстанции исходил из того, что заявитель не представил достаточных доказательств того, что на территории земельного участка отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности иным лицам.
Кроме того, суд кассационной инстанции указал на то, что судами не дана надлежащая оценка письму Управления Росприроднадзора по Тверской области от 18.06.2008 г.. N 643/621-з, из которого следует о том, что на территории спорного земельного участка расположена прирельсовая база, в связи с чем было указано на необходимость дополнительно исследовать вопрос о наличии либо отсутствии на спорном земельном участке недвижимости третьих лиц.
При повторном рассмотрении дела Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2011 г.. заявленные требования удовлетворены.
При этом суды исходили из того, что заявка не подана и признали незаконным решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом формализованное в письме от 08.07.2009 N 10/762 с требованием о предоставлении дополнительных документов: сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также документов, подтверждающих отсутствие на земельном участке по адресу: г.Тверь, промзона Лазурная, кадастровый номер 69:40:0200067:0002, объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, указанных в письме, а также обязали ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и принять заявку ОАО по производству изделий из стекла и керамики "Тверьстекло" на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка по адресу: г.Тверь, промзона Лазурная, кадастровый номер 69:40:0200067:0002 без истребования дополнительных документов, указанных в письме от 08.07.09г. N 10/762, в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Не согласившись с принятыми судебными актами ответчик - Росимущество, обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что является безусловным основанием для отмены.
Ответчик и третьи лице, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в связи со следующим:
Как следует из материалов дела, 07.11.2008 Общество обратилось в ТУ Росимущества по Тверской области с заявкой на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка, расположенного по адресу: г.Тверь, промзона Лазурная, с кадастровым номером 69:40:0200067:0002, приложив необходимый комплект документов.
Письмом от 24.12.2008 N 9729-05 ТУ Росимущества по Тверской области направило данную заявку с приложенным к ней пакетом документов в адрес Росимущества для принятия решения о продаже указанного земельного участка, а также об установлении способа определения цены выкупа.
Письмом от 13.01.2009 N 10/18 Росимущество вернуло пакет документов третьему лицу и сообщило о невозможности принятия объективного решения о продаже земельного участка и об определении цены выкупа, поскольку представленные документы не соответствуют Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
Кроме того, письмом от 18.03.2009 N 10/287 ответчик сообщил заявителю о необходимости представления дополнительных документов, а именно, документа, подтверждающего полномочия генерального директора Общества в части выкупа земельного участка, а также копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
07.04.2009 Общество представило ответчику пакет документов, что подтверждается письмом от 06.04.2009 N 01-07.
Письмом от 08.07.2009 N 10/762 Росимущество возвратило Обществу комплект документов и сообщило о необходимости представления дополнительных документов: сведений из ЕГРП, а также документов, подтверждающих отсутствие на земельном участке по адресу: г.Тверь, промзона Лазурная (кадастровый номер 69:40:0200067:0002), объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.
При этом госорган сослался на то, что без указанных документов подтвердить исключительное право заявителя на выкуп земельного участка не представляется возможным, поскольку в кадастровом паспорте земельного участка содержатся сведения о нахождении на земельном участке только подъездного железнодорожного пути, в отношении которого представлена выписка из ЕГРП, однако, в письме Управления Росприроднадзора по Тверской области содержатся сведения о нахождении на земельном участке, помимо железнодорожной ветки, прирельсовой базы, в отношении которой отсутствуют сведения из ЕГРП.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, права и законные интересы заявителя, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.3 ст.35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка. В случае если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные ч.1 ст.36 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.11.2003 г.. собственником земельного участка по адресу: г. Тверь, промзона Лазурная, кадастровый номер 69:40:0200067:0002 является Российская Федерация.
В соответствии с ч.2 ст.9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Таким образом, исключительно Российская Федерация в лице Росимущества на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", вправе распоряжаться данным земельным участком, в том числе осуществлять приватизацию.
В соответствии со ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности имеют исключительное право на приватизацию этих земельных участков.
Продажа земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Как усматривается из материалов дела, заявка ОАО "Тверьстекло" подана 07.11.2008 г..
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ - срок рассмотрения заявки установлен в 1 месяц, следовательно, в декабре 2008 года установленный законом срок истек.
Затем от Росимущества поступило письмо от 08.07.2009 г.. N 10/762 с требованием о предоставлении дополнительных документов, которое является предметом оспаривания по настоящему делу.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может в данном случае согласиться с выводами судов, поскольку судами фактически сделан вывод о том, что заявка не подана, тогда как Росимущество фактически уклонилось от принятия решения.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 г.. в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, фактически сделали выводы о том, что течение установленного законом срока не началось.
Таким образом, заявителем избран не тот способ, который следовало применить в соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 г..
Удовлетворение данного иска, таким образом, не приведет и не сможет привести к достижению цели, поставленной заявителем по данному делу.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2010 г.. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.20011г. по делу N А40-139329/09-154-900 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
Е.А. Зверева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.