г. Москва
26 июля 2011 г. |
Дело N А40-157398/09-24-1140 N КГ-А40/6483-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Плюшкова Д.И.
судей Чалбышевой И.В., Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Брыль И.В. дов. от 11.01.2011 г.
от ответчика Королева Е.С. дов. N 01-06-08/183 от 31.12.2009 г.
рассмотрев 20 июля 2011 г. в судебном заседании кассационную
жалобу ООО "Михайловская автоколонна"
на решение от 11 ноября 2010 г.
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Мироненко Э.В.
на постановление от 21 марта 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Катуновым В.И., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.,
по иску (заявлению) ООО "Михайловская автоколонна"
о взыскании 7 681 324,92 руб.
к Минфину РФ
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Обществом с ограниченной ответственностью "Михайловская автоколонна" (далее - ООО "Михайловская автоколонна", истец) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации 8 479 039 руб. 83 коп. в возмещение убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан (с учетом принятого в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменения размера исковых требований).
Исковые требования заявлены на основании статей 8, 12, 15, 16, 426, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что истец в 2007 году оказал льготные услуги перевозок городским автомобильным транспортом включенным в федеральный регистр льготникам, однако соответствующие расходы истца были компенсированы ему не в полном объеме, в связи с чем у истца образовались вышеуказанные убытки.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Свердловская область в лице Минфина Свердловской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 ноября 2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2011 г., в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из того, что истцом не доказаны ни факт понесения убытков, ни их размер.
Не согласившись с решением и постановлением, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда, установленным по делу обстоятельствам. По мнению заявителя, представленный им расчет убытков достоверен и составлен в соответствии с положениями статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Минфин России просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Отзыв на кассационную жалобу от Минфина Свердловской области не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца настаивал на своих требованиях по доводам, изложенным в кассационной жалобе. Представитель Минфина России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенном в отзыве.
Минфин Свердловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2007 году он осуществлял перевозку на городском и пригородном пассажирском транспорте граждан, включенных в федеральный регистр льготников, по единым социальным проездным билетам, в связи с чем понес убытки в размере заявленной суммы исковых требований, определенной расчетным методом.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) с 01 октября 2005 г. отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Российская Федерация согласно ст. 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" в составе раздела "межбюджетные трансферты" утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, распределяемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Размер субвенций исчисляется с учетом численности граждан в субъекте Российской Федерации, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сформированный Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно Правилам субъекты Российской Федерации определяют порядок и условия обеспечения равной транспортной доступности услуг общественного транспорта.
Судами установлено, что на территории Свердловской области в 2007 году нормативным актом, определяющим порядок возмещения транспортным организациям компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан являлось постановление Правительства N 1178-ПП от 28 декабря 2004 г. "О реализации мер социальной поддержки в соответствии с областными законами _ ", которым определен порядок возмещения расходов транспортных предприятий в Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 декабря 2006 г. N 1054-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году" установлено, что обеспечение в 2007 году бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), пригородных и междугородних маршрутов на территории Свердловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производится в порядке, установленном областным законодательством для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Министерства финансов Свердловской области от 18 января 2010 г. N 16-16/7 в 2007 году возмещение расходов транспортным организациям, осуществлявшим предоставление бесплатного проезда по территории Свердловской области отдельным гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производилось в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2004 г. N 1178-ПП.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28 декабря 2004 г., действующим в спорном периоде, (пункт 8) расчет и возмещение расходов транспортных организаций производится по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании.
Финансовый показатель определяется как отношение фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год к численности населения муниципального образования по данным органов государственной статистики.
В соответствии с п. 9 порядка расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду по территории Свердловской области производится исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов, определяемой в соответствии с пунктом 8 порядка и фактически отработанного времени транспортной организацией. Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях в Свердловской области по месту их нахождения. К расчету прилагаются документы, подтверждающие осуществление указанных в нем расходов.
Таким образом, на территории Свердловской области разработаны и утверждены нормативные акты, предусматривающие возмещение расходов транспортным организациям.
Поскольку постановление Правительства Свердловской области N 1178-ПП от 28 декабря 2004 г. в части, устанавливающей конкретный размер возмещаемых убытков из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, не обжаловалось заинтересованными лицами и не признано недействительным в установленном законом порядке, суды пришли к выводу, что правовых оснований считать данное постановление недействительным и нарушающим экономические права и интересы истца в настоящее время не имеется, а соответственно оно должно применяться к спорным правоотношениям.
Сумма убытков определена истцом, согласно представленному расчету, расчетным методом и включает в себя следующие показатели: - количество граждан, имевших в 2007 году право бесплатного проезда на основании выданных федеральным льготникам единых социальных проездных билетов; - стоимость месячного проездного билета (не льготного) - удельный вес (доля) истца в общем объеме городских и пригородных перевозок льготных категорий пассажиров; - количество поездок в месяц согласно постановлению Росстата РФ N 9 от 19 января 2007 г. - тариф на проезд по пригородных маршрутам; - средняя дальность поездки в пригороде.
При этом судами указано, что возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических, документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам в соответствии с требованиями законодательства, а также официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготных категорий граждан по данным уполномоченных государственных органов.
Судами также указано, что расчет истца с применением данных из постановления Росстата от 19 января 2007 г. N 9 является необоснованным, с учетом действующего на территории Свердловской области законодательства, устанавливающего порядок возмещения расходов (постановления Правительства Свердловской области N 1178-ПП), а также правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлениях от 05 февраля 2008 г. N 12479/07 и от 23 апреля 2007 г. N 1476/07, согласно которой возможность расчетного метода обусловлена отсутствием порядка возмещения транспортными организациями расходов.
Судом установлено, что Минфин России и Свердловская область в полном объеме выполнили все обязательства перед истцом по возмещению убытков, связанных с бесплатным (льготным) проездом 2007 году, принятых на себя в соответствии ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", постановлениями Правительства Свердловской области N 1178-ПП и N 1148-ПП, что подтверждается материалами дела, в том числе письмами Минфина Свердловской области.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о недоказанности истцом факта наличия у него непокрытых убытков в связи с осуществлением перевозок льготных категорий граждан в 2007 году, об отсутствии оснований для применения положений пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворения исковых требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о доказанности размера заявленных им ко взысканию убытков не может быть положен в основу судебного акта, поскольку не подтвержден соответствующими доказательствами.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, обязательным условием для применения судом к спорным правоотношениям норм права (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации) является подтверждение истцом (предоставление соответствующих доказательств) размера расходов, понесенных им в связи с перевозкой пассажиров по льготному билету.
Истцом в нарушение положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации не доказано, что средств, выделенных из бюджета Российской Федерации, недостаточно для возмещения расходов по проезду по ЕСПБ, а также что в результате неправомерных действий государственных органов Российской Федерации ему были причинены убытки.
Установив, что документы, представленные истцом в суд, не свидетельствуют о том, что он вследствие перевозки отдельных категорий граждан по льготному билету, понес расходы, которые подлежали бы возмещению в порядке пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судами полно и всесторонне исследованы материалы дела, дана им правильная оценка и вынесены законные решение и постановление.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Оснований к отмене судебных актов по доводам жалобы в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 11 ноября 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, постановление от 21 марта 2011 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-157398/09-24-1140 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Д.И.Плюшков |
Судьи |
Т.В.Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.