г. Москва
03 августа 2011 г. |
N КА-А40/8106-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 3 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Антоновой М.К.,
судей Дудкиной О.В., Коротыгиной Н.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) не явились
от ответчика Олисаев К.А. по дов.N 03-02/78 от 26.04.2011, Цой Т.Г. по дов. N 03-02/56 от 23.12.2010, Голубых В.В. по дов. N 03-02/63 от 09.03.2011
рассмотрев 27 июля 2011 в судебном заседании кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
на решение от 25 января 2011
Арбитражного суда города Москвы
Судьей Петровым И.О.
на постановление от 12 апреля 2011
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Солоповой Е.А., Марковой Т.Т.
по заявлению ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (ОГРН 10254056244301)
о признании незаконными действий налогового органа, обязании совершить действия
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция, налоговый орган), выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.05.2010 (N 32756), содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, обязании выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащую сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2011 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011 решение арбитражного суда первой инстанции от 25.01.2011 оставлено без изменения.
Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В жалобе налоговый орган указывает, что заявителем не представлены доказательства, что указание спорной задолженности в справке, делает невозможным участие заявителя в тендерах и конкурсах, затрудняет получение в банках кредитов, препятствует нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОАО "Авиакомпания "Сибирь" на заседание суда своего представителя не направило, будучи извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы налогового органа.
Суд, выслушав мнение представителя инспекции, не возражавшего против рассмотрения жалобы в отсутствие общества, совещаясь на месте, определил: рассмотреть жалобу налогового органа без участия представителя ОАО "Авиакомпания "Сибирь".
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, инспекцией в адрес общества направлена справка N 32756 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.05.2010, в соответствии с которой у общества имеется задолженность по налоговым санкциям по НДС в размере 6 365 847,30 руб. и по налоговым санкциям по ЕСН в размере 16 077,87 руб.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия налогового органа, выразившегося в выдаче справки, содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, и с требованием об обязании выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащую сведений о наличии задолженности перед бюджетом.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что выдача справки с отражением в ней сведений о наличии у общества задолженности нарушает права и законные интересы заявителя.
Выслушав представителей инспекции, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального права, соблюдения норм процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, Федеральный арбитражный суд Московского округа полагает необходимым отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности.
В обязанность налогового органа (пункт 1 статьи 32 НК РФ) входит представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Такая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Суды двух инстанций установили, что в выданной налоговым органом справке на дату ее выдачи у общества имеется задолженность по налоговым санкциям по НДС в размере 6 365 847, 30 руб. и по налоговым санкциям по ЕСН в размере 16 077, 87 руб.
Исходя из судебных актов, принятых по делам N NА40-153323/09-126-1221 и N А40-153324/09-75-1144, суды указали, что задолженность общества является просроченной к взысканию, поскольку истекли предельные сроки принудительного взыскания штрафов с заявителя, в связи с чем, возможность взыскания штрафов утрачена и отражение в карточке лицевого счета спорных сумм является искажением сведений о состоянии расчетов с бюджетом, а также нарушением положений налогового законодательства.
При этом, законность и обоснованность начисления обществу штрафа за неполную уплату НДС и ЕСН в судебном порядке не проверялась, решения налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности не признаны недействительными. Инспекция никаких действий по взысканию задолженности по штрафам не совершала.
В рамках дел N А40-153323/09-126-1221 и N А40-153324/09-75-1144 суды признали недействительными требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 287, N 288, N 289 по состоянию на 28.10.2009 по причине нарушения процедуры принудительного взыскания.
Истечение срока давности на принудительное взыскание суммы штрафа не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания исключения ее из учета либо списания.
Пропуск налоговым органом этих сроков препятствует возможности взыскания с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам, но это обстоятельство не дает ему права списать их на основании статьи 59 НК РФ.
В силу положения статей 31, 32 НК РФ и статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" в компетенцию налогового органа не входят вопросы признания безнадежными к взысканию недоимки, штрафа.
Положением статьи 59 НК РФ предусмотрены конкретные случаи списания задолженности по налогам, пеням и штрафам, которые сводятся к признанию имеющейся задолженности безнадежной ко взысканию, в соответствии с положениями Постановления правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными ко взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам".
В соответствии со статьей 59 НК РФ порядок списания недоимки был утвержден Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, что свидетельствует об отсутствии у налогового органа правовых оснований и механизма списания задолженности, признанной невозможной ко взысканию, на момент выдачи обществу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.
Таким образом, действия налогового органа, выраженные в указании в справке информации о наличии задолженности общества перед бюджетом, нельзя считать незаконными.
Кроме того, судами при рассмотрении дела не принято во внимание положение статьи 198 АПК РФ и статьи 137 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: чтобы эти действия не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, и чтобы они нарушали права и законные интересы обратившихся в суд организаций (или граждан).
В рассматриваемом случае отражение налоговым органом в справке информации о недоимки и задолженности по штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что получение справки ему было необходимо для оформления кредита или для участия в иных мероприятиях, связанных с его предпринимательской деятельностью.
Кроме того, заявитель не указал нормативный правовой акт, которому противоречат действия ответчика.
Следовательно, при изложенных обстоятельствах у судебных инстанций отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 января 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2011 года по делу N А40-85175/10-90-429 отменить.
ОАО "Авиакомпания "Сибирь" в удовлетворении требований о признании незаконными действий МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.05.2010 (N 32756), содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, обязании выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащую сведений о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена, отказать.
Председательствующий |
М.К.Антонова |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.