г. Москва
05 августа 2011 г. |
N КА-А40/8150-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Буяновой Н. В.,
судей Летягиной В. А., Егоровой Т. А.,
от истца (заявителя) ОАО "Московский шинный завод"- представитель не явился, извещен (увед. N 12799440276445);
от ответчика Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве - К.В. Мостового (дов. от 11.01.2011),
рассмотрев 01 августа 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве
на решение от 31.01.2011
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Карповой Г.А.,
на постановление от 12.04.2011
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Солоповой Е.А., Марковой Т.Т., Сафроновой М.С.,
по заявлению ОАО "Московский шинный завод"
о признании утраты возможности взыскивать задолженность по налогам и пеням, признании недействительным требования, обязании списать просроченную задолженность
к Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Московский шинный завод" (далее - налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве (далее - инспекция) о признании инспекции утратившей возможность взыскивать определенную задолженность по налогам, пеням, взносам. Так же налогоплательщик просил признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по состоянию на 25.08.2010 года N13464, содержащей сведения о наличии задолженности без указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Налогоплательщик просил обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, не содержащей сведения о наличии спорной задолженности.
Решением суда от 31.01.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2011, требования удовлетворены.
Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление судов отменить и принять новый судебный акт.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 284 и 286 АПК РФ. Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами, 25.08.2010 инспекцией на основании п.п. 10 п. 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по запросу общества выдана справка N 13464 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой указана задолженность по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 3 035 474, 44 руб., по пеням по прочим налогам и сборам в размере 1 955 018, 07 руб., по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 4 999 200 руб., пени по страховым взносам в размере 2 411 447,44 руб.
Указанные суммы недоимки, задолженности по пеням и страховым взносам были начислены в период до 01.01.2004.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды первой и апелляционной инстанций применили статьи 46, 47, 69, 70,75 НК РФ, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 и пришли к выводу о том, что налоговый орган утратил возможность взыскания указанной выше задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания. В связи с этим, содержащиеся в справке от 25.08.2010 N 13464 сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом без указания на то, что утрачена возможность взыскания спорной задолженности, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.
В кассационной жалобе инспекция не отрицает истечение срока взыскания задолженности. Инспекция полагает, что у нее есть право указывать в справке сумму задолженности и нет обязанности вносить в правку сведения об утрате возможности взыскания этой задолженности. Инспекция исходит из того, что справка должна отражать неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ не прекращается в связи с утратой возможности взыскания.
Кроме того, в кассационной жалобе инспекция ссылается на то, что налогоплательщик не обращался в инспекцию с заявлением о списании задолженности в порядке, указанном в приказе ФНС от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам".
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы. Право на получение справки о состоянии расчетов предоставлено налогоплательщику законом (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Судебная практика применения данной нормы исходит из того, что справка должна содержать сведения об утрате инспекций возможности взыскания задолженности. Иное означало бы указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушало бы его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления прав и законных интересов в предпринимательской деятельности (Определение ВАС РФ от 01.03.2011 года N ВАС-1433/11).
Закон не предусматривает обязанность налогоплательщика предварительно до получения справки обращаться в инспекцию с заявлением о списании задолженности.
Таким образом, выводы суда соответствуют закону, материалам дела и судебной практике применения пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Суд учел, что с 01.01.2010 в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ администраторами страховых взносов в пенсионные фонды и фонды обязательного медицинского страхования являются органы Пенсионного Фонда РФ, которым предоставлено право взыскивать недоимку по страховым взносам. До 01.01.2010 года правом на взыскание задолженности по страховым взносам обладали налоговые органы.
Инспекция полагает, что суды первой и апелляционной инстанции не учли данное обстоятельство и необоснованно признали ИФНС РФ, не обладающую в силу закона с 01.01.2010 года правом взыскания, утратившей право взыскания задолженности по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ. Так же инспекция полагает, что суд необоснованно возложил на инспекцию обязанность по выдаче справки, не содержащей сведения о наличии задолженности по страховым взносам в Пенсионный Фонд РФ.
Суд кассационной инстанции отклоняет данный довод, поскольку он не свидетельствует о вынесении неправильных судебных актов. Действительно с 01.01.2010 года взыскание страховых взносов производят органы Пенсионного Фонда РФ. Решение суда, которым инспекция признана утратившей право на взыскание страховых взносов, не противоречит закону. Мотив, по которому суд признал инспекцию утратившей право, существенного значения не имеет. Суд посчитал, что инспекция утратила право взыскания в связи с истечением срока взыскания (ст. 46 НК РФ). В то же время на момент принятия судом решения действовал закон, в соответствии с которым налоговые органы вообще не могли производить взыскание, поскольку эта функция была передана органам ПФ РФ. Главное, что инспекция по решению суда не имеет права взыскания, что не противоречит закону и прав инспекции не нарушает. То же касается возложения на инспекцию обязанности выдать справку, не содержащую сведения о задолженности по страховым взносам.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2011 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2011 года по делу N А40-137036/10-76-813 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Н.В.Буянова |
Судьи |
В.А.Летягина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.