город Москва
22 сентября 2011 г. |
Дело N А40-57353/10-155-480 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.,
судей Кобылянского В.В., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца ТУ Росимущества по Москве: Дёмина Е.С. - дов. от 19.08.2011 N Д-710; Пашкова В.В. - дов. от 09.09.2011 N Д-762
от ответчика Правительства Москвы: Левашов В.Э. - дов. от 30.05.2011 N 4-47-8215/1
от третьих лиц неявка, извещены
рассмотрев 15 сентября 2011 г.. в судебном заседании кассационную жалобу
Правительства Москвы - ответчика
на решение от 14.03.2011 г..
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Беспаловой Ю.Н.,
на постановление от 10.06.2011 г..
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левченко Н.И., Валиевым В.Р., Поповым В.В.,
по иску (заявлению) ТУ Росимущества в г.Москве
о признании права собственности Российской Федерации на часть здания общей площадью 589,4 кв.м.
к Правительству Москвы,
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, ФГУК "Государственный академический Малый театр России", Министерство культуры Российской Федерации, ОАО "Газстрой",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Правительству Москвы о признании права федеральной собственности на часть здания, общей площадью 589,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1 (1 этаж: пом. Г, пом. 5, к.1-12; цоколь: пом. Е, пом. 2; комн. 1, 1а, 1б, 3-19, 8а, 9а, 9б, 16а, 16б, пом. 5, ком. 1-18, 2а), ссылаясь в обоснование своих требований на передачу спорного недвижимого имущества Федеральному государственному учреждению культуры "Государственный академический Малый театр России" (далее - ФГУК "Государственный академический Малый театр России") на основании решения Исполкома Моссовета от 26.12.1989 N 2422 и последующее отнесение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.12.1991 N 294 ФГУК "Государственный академический Малый театр России" к особо ценным объектам национального наследия; а также на регистрацию права собственности города Москвы в отсутствие на то правовых оснований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГУК "Государственный академический Малый театр России", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), Министерство культуры Российской Федерации и Открытое акционерное общество "Газстрой" (далее - ОАО "Газстрой").
Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2010 дело N А40-57933/10-105-479 по иску Росимущества к Правительству Москвы о признании права собственности на часть здания кадастровый (условный) номер объекта 139617, площадью 589,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1 объединено с делом NА40-57357/10-155-480 по иску ТУ Росимущества в г.Москве к Правительству Москвы о признании права собственности Российской Федерации на часть здания общей площадью 589,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2011 по делу N А40-57353/10-155-480, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 иск удовлетворен: за Российской Федерацией признано право собственности на часть здания, общей площадью 589,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1 (1 этаж: пом. Г, пом. 5, к.1-12; цоколь: пом. Е, пом. 2; комн. 1, 1а, 1б, 3-19, 8а, 9а, 9б, 16а, 16б, пом. 5, ком. 1-18, 2а).
При принятии судебных актов, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что спорное имущество на момент разграничения единой государственной собственности в Российской Федерации являлось памятником историко-культурного наследия общероссийского значения, в связи с чем является федеральным имуществом в силу прямого указания закона, поскольку в последующий период Российской Федерацией в собственность города Москвы не передавалось.
Оставляя в силе решение суда первой инстанции от 14.03.2011, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел также к выводу о необоснованности довода ответчика, касающегося пропуска истцом срока исковой давности, поскольку спорные помещения из владения Российской Федерации не выбывали, а в силу статей 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки исковой давности к этим требованиям не применяются.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик - Правительство Москвы обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 14.03.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 10.06.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества в г. Москве.
В обоснование кассационной жалобы Правительство Москвы ссылается на отсутствие в материалах дела правоустанавливающих документов, подтверждающих статус здания, в котором располагаются спорные помещения, как памятника историко-культурного значения; а также на утрату юридической силы решения Исполкома Моссовета от 26.12.1989 N 2422 "О передаче Государственному академическому Малому театру СССР служебных помещений в связи со строительством нового здания филиала ГАМТ СССР" в связи с принятием Правительством Москвы постановления от 08.10.1996 N 840 "О строительстве эксклюзивного жилого комплекса по 1-му Колобовскому переулку", в соответствии с пунктом 10 которого здание по адресу: 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1, переданное на баланс ГАМТ России изымается в установленном законом порядке.
Кроме того, ответчик указывает на то обстоятельство, что Российская Федерация о нарушении своих прав могла узнать не позднее 11.05.2004, когда было вынесено решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-6071/04-17-45, в связи с чем полагает пропущенным срок на подачу настоящего иска.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства Москвы поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца - ТУ Росимущества в г.Москве приведенные в кассационной жалобе доводы считают необоснованными, просят оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения.
От третьего лица - Министерства культуры Российской Федерации в суд кассационной инстанции поступил отзыв, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, без доказательств его заблаговременного вручения лицам, участвующим в деле, в связи с чем суд определил: возвратить отзыв лицу, его представившему.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства третьи лица - ФГУК "Государственный академический Малый театр России", Управление Росреестра по Москве и ОАО "Газстрой" явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, мотивированных отзывов не представили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судами первой и апелляционной инстанций, спорные помещения являются частью здания по адресу: г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1, построенного в 1917г.
Здание, частью которого являются спорные помещения, передано ФГУК "Государственный академический Малый театр России" и принято им на баланс по акту приема-передачи основных средств от 01.03.1990 N 3 в соответствии с решением Исполкома Моссовета от 26.12.1989 N 2422 "О передаче Государственному академическому Малому театру СССР служебных помещений в связи со строительством нового здания филиала ГАМТ СССР".
Согласно пунктам 2, 6, 7 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 и действующего в редакции Указов Президента Российской Федерации от 17.12.1998 N 1595, от 26.11.2001 N 1360, от 25.02.2003 N 250, отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации, внесенные в Государственный свод особо ценные объекты являются исключительно федеральной собственностью, изменение формы собственности указанных объектов либо их перепрофилирование не допускается. Имущество, здания и сооружения организаций, предприятий и учреждений, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в их оперативном управлении.
Указом Президента РСФСР от 18.12.1991 N 294 Государственный Академический Малый театр СССР отнесен к особо ценным объектам национального наследия и является достоянием народов России.
Договором от 22.10.1996 N 01-12/1849, заключенным между Государственным академическим Малым театром России и Госкомимуществом России, всё здание по указанному адресу передано на праве оперативного управления Государственному академическому Малому театру России и внесено в реестр федерального имущества.
Согласно свидетельству о государственной регистрации от 29.11.2000 (серия 77 НН 046144), право оперативного управления ФГУК "Государственный академический Малый театр России" на все здание, расположенное по адресу: г. Москва, 1-й Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1, и являющееся в силу закона собственностью Российской Федерации, зарегистрировано в установленном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2001 по делу N А40-16672/01-28-233, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении иска Департамента имущества города Москвы о признании права муниципальной собственности на нежилые строения N 1 по 1-му Колобовскому пер. г. Москвы, д. 23, д. 25, д. 27/3. При этом судом установлено, что указанные объекты относятся исключительно к федеральной собственности в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Вместе с этим, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06 сентября 2001 г.. (серия 77 НН 053497) в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 77-01/25-252/2001-23 о праве собственности города Москвы на часть здания по адресу: г. Москва, Колобовский пер., д. 27/3, стр. 1. В качестве основания для государственной регистрации указаны Постановление от 27.12.1991 N 3020-1 Верховного Совета Российской Федерации и выписка из реестра объектов недвижимости города Москвы от 04.09.2001 г.., выданная Центральным Территориальным агентством Департамента имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности, отнесены, в том числе, объекты историко-культурного и природного наследия и художественной ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся исключительно к федеральной собственности.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что в отсутствие доказательств передачи спорного имущества из федеральной собственности в собственность города Москвы исковые требования ТУ Росимущества в г. Москве о признании права федеральной собственности на спорные объекты недвижимости являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в арбитражный суд, отклоняется судебной коллегией в связи со следующим.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются названным Кодексом и иными законами.
Согласно разъяснением, приведенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 58 этого же Постановления, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, спорные помещения из владения Российской Федерации не выбывали, поэтому оснований для применении срока исковой давности, о котором заявил ответчик в суде первой инстанции, не имелось.
Обоснованность обжалуемого судебного акта доводами кассационной жалобы не опровергается.
Нарушений судом норм процессуального права, влекущих за собой отмену постановления в любом случае, судом кассационной инстанции не выявлено.
В связи с изложенным, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения обжалуемого в кассационном порядке постановления, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2011 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 по делу N А40-57353/10-155-480 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А.Зверева |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются названным Кодексом и иными законами.
Согласно разъяснением, приведенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", на основании пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 58 этого же Постановления, в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
...
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.03.2011 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 по делу N А40-57353/10-155-480 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства г. Москвы - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 сентября 2011 г. N Ф05-9124/11 по делу N А40-57353/2010