г. Москва
14 сентября 2011 г. |
Дело N А40-4687/11-83-35 |
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Новосёлова А.Л.
судей Завирюха Л.В., Плюшкова Д.И.
при участии в заседании:
от истца: Никитенко Е.С. (дов. от 24.01.2011 N 7)
от ответчика: Королевой Е.С. (дов. от 31.12.2009 N 01-06-08/183)
от третьего лица: Моргун Ю.С. (дов. от 29.06.2011 N 2216А, рег. N 4Д-2636)
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 04 мая 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Маненковым А.Н.,
на постановление от 08 июля 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лящевским И.С, Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Оренбургские авиалинии" (Оренбургская область, Оренбургский район, Аэропорт, ОГРН: 1025602731439)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Москва, ОГРН: 1037739085636)
о взыскании убытков
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (Москва, ОГРН: 103770255284)
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Федеральным государственным предприятием "Оренбургские авиалинии" (ФГУП "Оренбургские авиалинии") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) о взыскании 7 359 355 руб. 51 коп. убытков (т. 1, стр. 4-9).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2011 года взыскано с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Оренбургские авиалинии" 7 359 355 руб. 51 коп. Возвращено ОАО "Оренбургские авиалинии" из федерального бюджета 57 796 руб. 80 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 4280 от 14 декабря 2010 года (т. 1, л.д. 80).
Решение мотивировано тем, что ОАО "Оренбургские авиалинии" во исполнение предписаний ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставило гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей безвозмездный проезд воздушным транспортом, что факт выполнения истцом обязательств, возникших из указанного предписания федерального закона, документально подтвержден, что истец осуществил перевозки на сумму 18 500 881 руб. 25 коп., однако с учетом частичного погашения этой суммы убытки от невозмещенной платы за проезд составляют 7 359 355 руб. 51 коп., что доказательств выделения Минфином России иным органам, организациям, в размере, необходимом для возмещения истцу стоимости предоставленных безвозмездных перевозок на основании закона, осуществленных в 2008-2009 годах, на момент рассмотрения спора, не представлено.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2011 года N 09АП-15302/2011-ГК решение Арбитражного суда города Москвы от 04 мая 2011 года по делу N А40-4687/11-83-35 оставлено без изменения (т. 1, л.д. 106-107).
В кассационной жалобе Минфин России просит решение и постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом Федерального закона от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федерального закона от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", ст. 258 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, о также их личного имущества", на неправильное определение судом государственного органа, уполномоченного выступать от имени Российской Федерации в спорном правоотношении (т. 3, л.д. 2-5).
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представители ответчика и истца привели доводы, аналогичные изложенным в жалобе и в отзыве на нее.
Представитель третьего лица - Минобороны России - поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, кассационная инстанция находит решение от 04 мая 2011 года и постановление от 08 июля 2011 года подлежащими отмене в связи со следующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств должен выступать в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
Определяя Минфин России как надлежащего представителя Российской Федерации в спорном правоотношении, первая инстанция не учла, что порядок возмещения заявленных ко взысканию расходов транспортных организаций нормативно урегулирован.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на основании перевозочных документов производится Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, за счет средств, выделяемых указанным органом из федерального бюджета, на основании счетов, предъявляемых транспортными организациями.
Вывод первой инстанции о том, что не представлено доказательств выделения Минфином России иным органам, организациям в размере, необходимом для возмещения истцу стоимости предоставленных безвозмездных перевозок на основании закона, осуществленных в 2008-2009 годах, не может быть признан обоснованным, поскольку этот вывод сделан без учета полномочий Минфина России, без анализа Федерального закона от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Федерального закона от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года N 354, без выяснения порядка формирования федерального бюджета и исполнения бюджета в этой части.
Первой инстанцией не исследован вопрос о сумме выделенных Минобороны России из федерального бюджета денежных средств на возмещение расходов по перевозкам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в 2008 и 2009 годах, а также о расходовании Минобороны России выделенных на указанные цели денежных средств.
Недостатки решения апелляционной инстанцией не исправлены.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что выводы суда, содержащиеся в решении, постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, что неправильно применены нормы материального права, а поэтому в силу п. 3 ч. 1 ст. 287, п. 1 и 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение от 04 мая 2011 года и постановление от 08 июля 2011 года подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, исходя из законов и иных нормативных правовых актов определить надлежащего представителя ответчика и обоснованность обращения взыскания на казну Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств принять решение по делу.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 04 мая 2011 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 08 июля 2011 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-4687/11-83-35 отменить и дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы
Председательствующий-судья: |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.