г. Москва
28 сентября 2011 г. |
Дело N А40-137033/10-79-892 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Ворониной Е. Ю.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Минсельхоз России - Бондарь А.В. - дов. от 30.12.2010 г. N 14-7/250
от ответчика ФАС России - Вовкивская А.В. - дов. от 08.11.2010 г. N ИА/38398, Климкина И.С. - дов. от 17.01.2011 г. N ИА/867
от третьего лица Спиридовский К.В. - дов. от 17.01.2011 г. N ФС-СД-4/211, Ивашков М.Ю. - дов. от 20.09.2011 г. N ФС-АС-4/12168, Корчинский В.Е. - дов. от 20.09.2011 г. N ФС-АС-4/12167 от Россельхознадзора; Андре А.А. - дов. от 13.01.2011 г. N 1 от Роспотребнадзора
рассмотрев 22 сентября 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение от 04 марта 2011 г.
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дранко Л.А.
на постановление от 07 июля 2011 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.
по заявлению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
о признании недействительным решения и предписания
к ФАС России
третьи лица - Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Некоммерческая организация "Ассоциация добытчиков минтая"; Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий; "Рыбный союз"; Союз рыбопромышленников Севера"
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 05.08.2010 г. по делу N 1 15/5-10.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Минсельхоз России обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Представители ФАС России в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представители Министерства, Россельхознадзора и Роспотребнадзора против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в оспариваемых судебных актах. От Минсельхоза и Россельхознадзора в материалы дела представлены отзывы, в которых выражается несогласие с изложенными в жалобе доводами.
Представители Федерального агентства по рыболовству; Некоммерческой организации "Ассоциация добытчиков минтая"; Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий; "Рыбный союз"; Союза рыбопромышленников Севера в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.10.2008 г. Минсельхоз России издал приказ N 453 "Об утверждении ветеринарных правил ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации, переработки, хранения, перевозки, реализации гидробионтов, рыбы, морепродуктов и произведенной из них продукции".
В пункте 3 утвержденных Правил указал, что ввоз, переработка, хранение, реализация импортной продукции, а также вывоз продукции с территории РФ могут быть разрешены только хозяйствующему субъекту, прошедшему обследование на соответствие требованиям законодательства РФ в установленной сфере деятельности.
Из пункта 6 Правил следует, что Россельхознадзор на основании результатов обследования в случае признания хозяйствующего субъекта соответствующим установленным требованиям включает его в перечень хозяйствующих субъектов РФ, имеющих необходимые условия для производства, хранения и/или переработки продукции.
13 октября 2008 г. Министерство издало приказ N 462 "Об утверждении правил ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры".
Посчитав, что функции Россельхознадзора согласно изданным Министерством приказам выходят за рамки действующего законодательства, Росрыболовство обратилось в антимонопольный орган с заявлением о возможном нарушении Минсельхозом России и Россельхознадзором Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрев поступившее заявление, ФАС России 05.08.2010 г. вынесло решение по делу N 1 15/5-10, в котором указало, что в изданных Минсельхозом России приказов имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Министерству также было выдано предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с вынесенным ФАС России решением и выданным предписанием, Министерство обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из полномочий Минсельхоза России по изданию спорных приказов и отсутствии в них нарушения действующего антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. N 450, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: правила в области ветеринарии, нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственной ему федеральной службы, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Исследовав изданные Министерством в пределах своих полномочий Правила ветеринарно-санитарной экспертизы, суды установили, что ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и икры проводится в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей, а также рыболовства, воспроизводства и акклиматизации, а в случае возникновения сомнения в безопасности рыбы или икры, в том числе, при наличии характерных признаков, указанных в приложении к Правилам, для уточнения органолептических показателей, проводят лабораторные исследования.
Суды правильно указали на то, что установленные Правилами требования относятся ко всем юридическим лицам, осуществляющим деятельность в данной сфере, без исключения, в связи с чем оснований считать, что содержащиеся в них требования направлены на ограничение конкуренции, не имеется.
ФАС России ссылается на то, что в изданных Правилах имеется наличие императивного порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы рыбы и икры.
Суды данный довод также исследовали и правомерно указали на то, что указанный порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы един для всех хозяйствующих субъектов на рынке рыболовства, а следовательно, оснований полагать, что для какого-то участника имеются более выгодные условия, и как следствие присутствуют нарушения антимонопольного законодательства, не имеется.
Позиция подателя жалобы о том, что осуществление надзора за продукцией относится к компетенции Роспотребнадзора, также оценена судами и обоснованно отклонена, поскольку вопрос о разграничении компетенции государственных органов в указанной сфере деятельности не входят в полномочия ФАС России.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется оснований для отмены принятых судебных актов.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2011 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2011 г. по делу N А40-137033/10-79-892 оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.