г. Москва
22 сентября 2011 г. |
Дело N А40-157098/09-122-1199 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Стрельникова А.И. и Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Ефимьева Л.К. по дов. от 01.03.2011,
от ответчика - Гогричиани Э.Г. по дов. от 29.12.2010,
от третьих лиц:
от Префектуры Зеленоградского административного округа города Москвы - Князева Н.Н. по дов. от 27.12.2010,
от Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы - неявка, извещен,
рассмотрев 15 сентября 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение от 22 марта 2011 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
и на постановление от 16 июня 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Гончаровым В.Я., Поташовой Ж.В.,
по иску Департамента земельных ресурсов города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков,
третьи лица: Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 24.08.2009 N 22/019/2009-781, в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков, расположенных по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, ул. Колхозная, вл.27, 58, 73, 74, 77, 82, 90, 105, об обязании ответчика произвести государственную регистрацию решения об изъятии земельных участков, оформленного распоряжением Правительства Москвы от 18.12.2008 N 2995-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков в связи с реорганизацией производственной зоны "Алабушево".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый отказ в государственной регистрации не соответствует нормам гражданского и земельного законодательства и нарушает права и законные интересы г. Москвы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Префектура ЗАО г. Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.
Решением от 23.04.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010, Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования, указав на наличие к тому законных оснований. При этом свои выводы суд основывал на положениях части 4 статей 279, 280, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.10.2010 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции со ссылкой на пункт 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указал на возможность государственной регистрации решения об изъятии в отношении только тех земельных участков, на которые была произведена государственная регистрация ранее возникших прав.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель - Департамент земельных ресурсов города Москвы подал в Федеральный арбитражный суд Московского округа кассационную жалобу, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты приняты с неправильным применением норм материального и процессуального права, выразившимся в неприменении подлежащих применению норм статей 279, 280, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 44, 46 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем, суды пришел к ошибочному выводу о том, что решение об изъятии земельного участка государственной регистрации не подлежит.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Департамента земельных ресурсов города Москвы и Префектуры Зеленоградского административного округа города Москвы поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве возражал против доводов кассационной жалобы.
Третье лицо - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, несмотря на надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286-288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным судами обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 18.12.2008 Правительство Москвы в пределах компетенции, предоставленной Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, распоряжением N 2995-РП приняло решение изъять для государственных нужд вышеуказанные земельные участки, а также расположенные на них объекты жилищного фонда, в связи с реорганизацией производственной зоны "Алабушево".
Департамент земельных ресурсов города Москвы 26.06.2008 обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (в настоящее время Управление Росреестра по Москве) с заявлением о государственной регистрации указанного решения.
Регистрирующим органом, в порядке статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявленная регистрация приостанавливалась, а письмом от 24.08.2009 последний сообщил Департаменту об отказе в государственной регистрации указанного решения об изъятии земельных участков.
Впоследствии, регистрирующий орган письмом отказал в совершении регистрационных действий на основании абзаца 9 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие закона о регистрации прав перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной, после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества. Также указал на отсутствие в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) записи о государственной регистрации прав на указанные земельные участки, что препятствует государственной регистрации распоряжения об изъятии.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Требование о государственной регистрации указанного решения корреспондирует с правилом пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательной государственной регистрации, в том числе ограничений (обременений) права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно статье 1 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. С учетом пункта 1 статьи 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под государственной регистрацией прав понимается, в том числе юридический акт признания и подтверждения государством ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
На основе системного анализа приведенных положений законодательства судами сделан правомерный вывод о том, что государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии, а ограничения (обременения) соответствующего земельного участка, основанием для регистрации которых является именно принятое уполномоченным органом решение об изъятии.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой, в частности, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 2011 года N 8192/11.
На основании пункта 6 статьи 12 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ЕГРП состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта; каждый раздел состоит из трех подразделов.
Исходя из требований пункта 1 статьи 16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 32 Приказа Минюста РФ от 14.09.2006 N 293 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возможна только по заявлению, составленному по установленному образцу.
Согласно пункту 61 Правил ведения ЕГРП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее по тексту - Правила ведения ЕГРП), при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения для государственных или муниципальных нужд в подраздел Ш-6 ЕГРП вносятся записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества с указанием необходимых данных о правообладателе данного объекта недвижимого имущества и лица, в пользу которого ограничиваются (обременяются) права правообладателя.
На основании изложенного, кассационная коллегия признает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанции о том, что обязательной государственной регистрации подлежит не акт органа местного самоуправления, а ограничение (обременение) прав собственника соответствующего объекта недвижимости, возникающее на основании решения об его изъятии, в связи с чем, отказ в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков, оформленного распоряжением Правительства Москвы от 18.12.2008 N 2995-РП, правомерно признан законным и обоснованным.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что поскольку в действующем законодательстве отсутствует специальный порядок государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающего на основании акта органа местного самоуправления, то при ее осуществлении применяются общие правила, установленные для государственной регистрации ограничений (обременений) прав на земельные участки в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы права.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2, статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные доводы не опровергают правильности принятых по делу решения и постановления.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2011 года по делу N А40-157098/09-122-1199 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
В.В.Кобылянский |
Судьи |
А.И.Стрельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.