г. Москва
26 октября 2011 г. |
Дело А40-124170/10-16-1059 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Чалбышевой И.В., Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от истца: Булатова Н.В., дов. от 21.11.2008 N 324, Буров И.В., дов. от 21.11.2008 N 325
от ответчика: Савельев Т.М., дов. от 27.12.2010 N 6-13907, Запруднова Е.В., дов. от 27.12.2010
рассмотрев 19 октября 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
Открытого акционерного общества "Щуровский цемент"
на решение от 11 апреля 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Махалкиным М.Ю.
на постановление от 08 июля 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Валиевым В.Р., Левченко Н.И., Расторгуевым Е.Б.
по иску Открытого акционерного общества "Щуровский цемент" (ОГРН: 1025002738749, адрес: 140414, Московская область, г. Коломна)
к Открытому акционерному обществу "Мосэнергосбыт" (ОГРН: 1057746557329, адрес: 117312, г. Москва)
о взыскании неосновательного обогащения третье лицо Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Щуровский цемент" (далее - ОАО "Щуровский цемент", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Мосэнрегосбыт" (далее - ОАО "Мосэнергосбыт", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за период с 01.01.2008 г. по 30.09.2008 г. в размере 17 967 711 руб. 31 коп. и процентов за период с 23.01.2008 г. по 05.04.2011 г. в размере 3 786 320 руб. 14 коп. (с учётом изменения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2011 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что информация о величине средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках не является нормативным правовым актом, отсутствие публикации которых влечёт их недействительность в силу п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
В кассационной жалобе истец просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ответчик осуществлял расчёт размера платы за электроэнергию по нерегулируемым ценам за январь - сентябрь 2008 года на основании п. 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 (в редакции, действовавшей в 2008 году).
Согласно абзацу 5 п. 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки организации, поставляющей электрическую энергию (мощность), используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная. Предельный уровень нерегулируемых цен в случае отрицательной разности устанавливается равным средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цене электрической энергии (мощности) в точках (группах точек) поставки на оптовом рынке рассматриваемой организации.
Аналогичное положение (для одноставочных тарифов) содержится в абзацах 8-9 редакции данного пункта, установленной Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 г. N 476.
Истец полагает, что использовать указанные нормы п. 109 Основных положений невозможно, поскольку средневзвешенный тариф покупки электрической энергии (мощности) не был опубликован ТЭК MO, в связи с чем расчет стоимости электроэнергии, поставленной по нерегулируемым ценам, должен производиться на основании абзацев 1-4 п. 109 Основных положений.
Произведя собственный расчет в порядке абзацев 1-4 п. 109 Основных положений за спорный период, истец пришел к выводу, что с января по сентябрь 2008 г. переплатил стоимость электроэнергии в размере 17 967 711 руб. 31 коп.
Согласно п. 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ в редакции, действовавшей в заявленный в иске период, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит его до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет заверенную копию этого решения в Федеральную службу по тарифам в порядке, определяемом Службой (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530).
Постановление регулирующего органа об установлении тарифов и (или) их предельных уровней публикуется в установленном порядке.
Одновременно с публикацией решения об установлении тарифов регулирующий орган публикует информацию о величине средневзвешенной стоимости приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, принятой при установлении тарифов для соответствующей организации, и об уровне надежности и качества реализуемых товаров (услуг). В отношении тарифов, утвержденных на 2006 год, соответствующая информация должна быть опубликована до 1 октября 2006 г. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, в ред. Постановления Правительства РФ от 18.06.2008 N 459).
Таким образом, из буквального толкования п. 23 следует, что признаком нормативного правового акта обладает решение об установлении тарифов, оформленное постановлением регулирующего органа. Именно оно публикуется в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 (далее - Основы ценообразования), установлено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. К свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию (мощность) относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничных рынках.
Следовательно, свободные цены на электрическую энергию (мощность) государственными органами в виде тарифов не устанавливаются.
При этом согласно абзацу 2 пункта 109 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в целях предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерности использования ответчиком в расчетах средневзвешенной стоимости покупки электроэнергии ОАО "Мосэнергосбыт" в 2008 г. на оптовом рынке, содержащейся в информационном письме ТЭК МО от 08.05.2008 г. N 08-2/2028, и отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Нарушений требований процессуального законодательства при сборе и оценке судом доказательств по делу суд кассационной инстанцией не усматривает.
Нормы материального права при принятии обжалуемых судебных актов применены правильно.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 апреля 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2011 года по делу N А40-124170/10-16-1059 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
С.В.Нечаев |
Судьи |
И.В.Чалбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.