г. Москва |
|
4 сентября 2014 г. |
Дело N А41-39691/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - Федеральной налоговой службы - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Бингостар" - Саврасова А.В., доверенность б/н от 14.01.2014 г.,
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Галактика" - не явился, извещен,
рассмотрев 28 августа 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы (заявителя)
на решение от 24 февраля 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
на постановление от 21 мая 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мищенко Е.А., Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
по делу N А41-39691/13
по заявлению Федеральной налоговой службы (ОГРН.1047707030513)
к обществу с ограниченной ответственностью "Бингостар" (ОГРН.1087746243364)
об отзыве разрешения на проведение лотереи,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Галактика"
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба (далее - заявитель, ФНС России) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бингостар" (далее - общество, заинтересованное лицо) об отзыве разрешения от 07.06.2010 N 765, выданного обществу на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "РИНГ", государственный регистрационный номер лотереи Н200Б/000861ФНС.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что нарушения, выявленные в ходе внеплановой проверки в отношении ООО "Галактика" (третьего лица, оператора лотереи) идентичны нарушениям, описанным в заявлении налогового органа, рассматриваемом в настоящем деле, но их совершение вменено ООО "Бингостар", в отношении которого проверка не проводилась.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ФНС России обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и неприменения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает, что между организатором лотереи и оператором имеются гражданско-правовые отношения (договор поручения), в силу чего ответственность за нарушение поверенным действующего законодательства подлежит возложению на доверителя; Федеральный закон "О лотереях" предусматривает проведение внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, а не обязательно организатора лотереи, проведение проверки в отношении организатора лотереи невозможно в силу положений Федерального закона N 294-ФЗ, отзыв специального разрешения не является мерой административной ответственности, судами не оценены выявленные нарушения.
Общество отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п.п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и представлены в графике рассмотрения дел на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru/.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей Федеральной налоговой службы и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал по доводам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска в отношении ООО "Галактика" в целях выполнения требований прокурора ЦАО г. Омска от 28.02.2013 N 7-23/4655-13 выдано распоряжение от 11.03.2013 N 1 о проведении внеплановой проверки соблюдения требований Закона о лотереях и условий лотереи при проведении всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "РИНГ".
Доказательств вручения распоряжения о проведении внеплановой проверки от 11.03.2013 лицу в отношении, которого она проводилась - ООО "Галактика", в материалы дела не представлено.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ООО "Галактика" является оператором лотереи в соответствии с договором N 1/11-ГК-О/61 от 08.11.2011 и дополнительным соглашением N 3, заключенным с ООО "Бингостар" - организатором лотереи.
10.04.2013 ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска составлен акт внеплановой проверки, указанный акт представлен представителю ООО "Галактика".
18.07.2012 в отношении ООО "Галактика", являющегося оператором всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "РИНГ", ФНС России принято решение от 18.07.2013 N АС-4-2/12894@ (далее - решение ФНС России от 18.07.2013) о выявлении нарушения требований части 4 статьи 24 Закона о лотереи, направлении в суд заявления об отзыве выданного ООО "Бингостар" разрешения от 07.06.2010 N 765 (далее - разрешение) на проведение всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "РИНГ"; приостановления действия выданного ООО "Бингостар" разрешения до вступления в законную силу решения суда.
На основании выявленных нарушений ФНС России обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ООО "Бингостар" об отзыве разрешения на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "РИНГ".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 24 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ, Закон о лотереях) отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 названной статьи, либо при выявлении нарушения организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о лотереях (в редакции от 18.07.2011) разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.
Также в статье 8 и статье 12.1 Закона о лотереях законодателем установлены условия лотереи, которые утверждаются Организатором лотереи и требования к лотерейному оборудованию, проверка соблюдения требований к которому возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 12.1 Закона о лотереях является отсылочной к Постановлению Правительства РФ от 09.02.2012 N 5, утвердившему Порядок проведения проверок соблюдения требований к лотерейному оборудованию в виде Положения о проведении проверок соблюдения требований к лотерейному оборудованию.
Согласно пункту 2 Положения о проведении проверок соблюдения требований к лотерейному оборудованию проверки проводятся ФНС России в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона "О лотереях".
Как следует из материалов дела, обращение органов прокуратуры от 28.02.2013 N 7-23/4655-13 и Распоряжение должностного лица налогового органа о проведении внеплановой проверки от 11.03.2013 N 1 касается Оператора лотереи - ООО "Галактика". Таким образом, указанные акты не могут распространять свое действие на Организатора лотереи - ООО "Бингостар".
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что внеплановая проверка соблюдения требований к лотерейному оборудованию в отношении организатора лотереи - ООО "Бингостар" не проводилась.
Таким образом, в качестве доказательств допущенных нарушений заявителем представлены сведения, полученные с нарушением положений статей 10, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Обществу не предоставлены соответствующие права, в том числе право представителя непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Между тем, материалы дела не содержат акта проверки, в котором в установленном законом порядке отражены нарушения организатором лотереи требований Закона о лотереях.
С учетом изложенного, судом кассационной инстанции не принимаются доводы заявителя, что судами не оценены доказательства нарушения обществом законодательства о лотереях, как противоречащие материалам дела. Указанные доказательства оценены судами как недопустимые применительно к положениям пункта 3 статьи 64 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, что организатор лотереи, в силу гражданско-правового договора с оператором, несет ответственность за проведение лотереи, в том числе и за действия оператора, не принимаются судом кассационной инстанции как не опровергающие выводы судов о недопустимости представленных в материалы дела доказательств.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что Закон о лотереях в части, предусматривающей проведение внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, содержит прямое указание на необходимость соблюдения предписаний Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Вопреки доводам заявителя о невозможности проведения проверки соблюдения законодательства о лотереях в отношении организатора лотереи, действующее законодательство не содержит запрета комплексной проверки деятельности организации, в том числе осуществляемой ей опосредованно (от имени указанной организации). При этом в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 21 Закона о лотереях соответствующие должностные лица имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора или органа муниципального контроля о назначении проверки посещать места проведения лотерей и проводить обследования используемых зданий, помещений, сооружений, технических средств и оборудования, а также проводить необходимые исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю. Указанные нормы не содержат ограничений по проверке помещений, деятельность по проведению лотереи в которых ведется организатором лотереи на основании договора с оператором лотереи.
Одновременно Закон о лотереях не связывает возможность принятия судом решения об отзыве разрешения на проведение лотерей с фактом привлечения организатора лотереи к административной ответственности по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом из содержания части 3 статьи 24 Закона N 138-ФЗ следует, что при выявлении нарушения организатором лотереи требований названного Закона и условий лотереи уполномоченный орган имеет право обратиться в суд с заявлением об отзыве выданных разрешений, и данное право не ставится в зависимость от необходимости составления в отношении общества протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности.
Таким образом, надлежащим доказательством наличия нарушения со стороны организатора может являться акт проверки, составленный в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ с соблюдением прав и законных интересов общества - организатора.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 февраля 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2014 года по делу N А41-39691/13 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.М.Кузнецов |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.