г. Москва |
|
23 ноября 2011 г. |
Дело N А41-41973/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петровой В.В., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истцов: от администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Покатилова Л.Г., доверенность от 22.12.2010 N 2.32/2037; от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Покатилова Л.Г., доверенность от 22.12.2010 N 33;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В"): Гущина В.И., доверенность от 01.09.2011; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 16 ноября 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 11 апреля 2011 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Жоголевой Е.Н.,
на постановление от 25 июля 2011 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Ханашевичем С.К., Черниковой Е.В.,
по делу N А41-41973/10
по иску администрации Одинцовского муниципального района Московской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В"),
УСТАНОВИЛ:
администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области), в котором с учетом принятого судом первой инстанции уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просили признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на:
- земельный участок площадью 4.917 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0020109:0063, вид разрешенного использования - "для жилищного строительства", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, в районе деревни Марфино, обремененный договором аренды земельного участка от 24.07.2003 N 1267, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") (далее - ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В");
- земельный участок площадью 1.677 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0020109:0062, вид разрешенного использования - "для жилищного строительства", категория земель "земли поселений", расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, в районе деревни Марфино, обремененный договором аренды земельного участка от 24.07.2003 N 1268, заключенным с ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ООО "Корпорация "Союз - Возрождение" ("Союз-В").
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права, указывает на несоответствие выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
Ответчик и третье лицо - Управление Росреестра по Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители истцов и третьего лица - ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалованные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, на основании постановления главы Одинцовского района Московской области от 04.07.2003 N 1859 ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") предоставлен в аренду земельный участок, площадью 4.917 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0020109:0063, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, в районе деревни Марфино.
Во исполнение вышеуказанного постановления между Комитетом по управлению муниципального имущества Одинцовского района (арендодатель) и ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") (арендатор) 24.07.2003 заключен договор аренды N 1267, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду сроком с 01.08.2003 по 01.08.2006 земельный участок, площадью 4.917 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0020109:0063, свободный от строений, для жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, в районе деревни Марфино.
Названный договор зарегистрирован в установленном порядке 07.08.2003.
Дополнительным соглашением от 07.07.2008 стороны продлили срок действия договора от 24.07.2003 N 1267 до 31.07.2009.
После истечения срока действия договора, общество продолжает пользоваться земельным участком в связи, с чем договор от 24.07.2003 N 1267 считается заключенным на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Постановлением Главы Одинцовского района от 10.07.2003 N 1935 ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") предоставлен в аренду земельный участок, площадью 1.677 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0020109:0062, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, в районе деревни Марфино.
Между Комитетом по управлению муниципального имущества Одинцовского района (арендодатель) и ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") (арендатор) 24.07.2003 заключен договор аренды N 1268, по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду сроком с 01.08.2003 по 01.08.2006 земельный участок, площадью 1.677 кв.м., с кадастровым номером 50:20:0020109:0062, свободный от строений, для жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Новоивановское, в районе деревни Марфино.
Названный договор зарегистрирован в установленном порядке 07.08.2003.
Дополнительным соглашением от 07.07.2008 стороны продлили срок действия договора от 24.07.2003 N 1268 до 31.07.2009.
После истечения срока действия договора, общество продолжает пользоваться земельным участком в связи, с чем договор от 24.07.2003 N 1268 считается заключенным на неопределенный срок (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На спорных земельных участках ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") осуществляет строительство жилых домов.
В соответствии с выписками из ЕГРП от 25.01.2010 право собственности на земельные участки, площадью 4.917 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0020109:0063, и площадью 1.677 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0020109:0062, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Полагая, что право собственности на земельные участки зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства, администрация Одинцовского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратились в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу, направленными на оспаривание зарегистрированного права ответчика.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Статьями 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно выпискам из ЕГРП правообладателем спорных земельных участков значится Российская Федерация.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенная Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Кассационная инстанция соглашается с выводом судов о том, что спорные земельные участки не могут быть отнесены к собственности Российской Федерации применительно к названной норме и не были переданы в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Записи в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией, внесенные без правовых оснований, нарушают законные права истцов в отношении земельных участков и не позволяют им в полной мере осуществлять возложенные на них законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанные с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Истцом по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ указаны все основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Суды указали, что ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, и не указал, что земельные участки могут быть отнесены к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судом апелляционной инстанции установлено, что до распоряжения спорными земельными участками главой Одинцовского муниципального района Московской области путем предоставления их в аренду ООО "Корпорация "Союз-Возрождение" ("Союз-В") на данных земельных участках отсутствовали какие-либо объекты недвижимого имущества, доказательств расположения на данных земельных участках объектов, принадлежащих Российской Федерации суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы судов об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанции. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные доводы не опровергают правильности принятого по делу постановления.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2011 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2011 года по делу N А41-41973/10 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ указаны все основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Суды указали, что ответчик в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, и не указал, что земельные участки могут быть отнесены к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2011 г. N Ф05-12079/11 по делу N А41-41973/2010