г. Москва |
|
04 сентября 2014 г. |
Дело N А40-125199/13-7-1148 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Комаровой О. И.,
судей Дунаевой Н. Ю., Чучуновой Н. С.,
при участии в заседании:
от истца - Рыбаковой Д.Ю. по доверенности от 19.11.2013,
от ответчика - Важиной А.Н. по доверенности от 27.12.2013 N 33-Д-925/13,
рассмотрев 28 августа 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 23 января 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Белицкой С.В.,
на постановление от 8 мая 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Левиной Т.Ю., Кораблевой М.С., Тихоновым А.П.,
по иску Закрытого акционерного общества "Воронцовский БПК" (ОГРН 1047705080037)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании права на применение ставки аренды
УСТАНОВИЛ: Закрытое акционерное общество "Воронцовский БПК" (далее ЗАО "Воронцовский БПК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее Департамент, ответчик) о признании за ЗАО "Воронцовский БПК" права на применение ставки арендной платы по договору аренды земельного участка N М-01-510588 от 02.12.2003 за земельный участок площадью 1 300 кв. м, кадастровый номер 77:0106023:167, согласно пункту 3.4 договора от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" и Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в г. Москве".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2014 года, требования удовлетворены.
Суды установили, что с 01.01.2013 вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", а также в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.206 N 273-ПП арендная плата за земельный участок должна уплачиваться в процентном соотношении от его кадастровой стоимости.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Департаментом подана кассационная жалоба на вышеназванные решение и постановление, согласно которой заявитель просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Департамент ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Полагает, что судами первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов не приняты во внимание имеющие значение для рассмотрения настоящего спора обстоятельства, указанные ответчиком.
Департамент считает, что толкование пункта 3.4 договора аренды с учетом буквального значения использованных в нем выражений указывает на то, что арендодатель вправе в одностороннем порядке изменять лишь показатели, используемые в качестве коэффициентов при расчете (базовую ставку (St) и коэффициентов территориальной дифференциации(К), не наделен правом вносить коррективы в способ определения размера арендных платежей посредством устранения старых и введения новых расчетных коэффициентов.
В приложении к договору аренды от 28.03.1997 сторонами согласована методика расчета арендной платы, которая соответствовала действовавшим на тот момент распоряжениям Мэра Москвы от 25.09.1998 N 980 N-РМ "Об арендной плате за землю в городе Москве" и от 02.04.1999 N 285-РМ "Об изменении ставок арендной платы за землю с 1 января 1999".
Поскольку положения договора не предусматривают возможность изменения в одностороннем порядке методики расчета арендной платы, утвержденной в качестве его условия, принятие Правительством города Москвы постановления от 25.04.2006 N 273-ПП само по себе не может повлечь за собой автоматический пересмотр расчета размера платежей за пользование земельным участком, который подлежит применению к отношениям сторон в силу заключенного между сторонами договора.
Перерасчет по договору аренды приведет к уменьшению арендной платы в нарушение пункта 4.2. постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 273-ПП, которым Департаменту предписано не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
Также Департамент указывает, суды в обжалуемых судебных актах сослались на внесение изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1010-ПП (на пункт 2).
Однако пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1010-ПП отменен постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными.
Письменный отзыв на жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанном судебном акте фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что между Московским земельным комитетом (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы, арендодатель) и ЗАО "Воронцовский БПК" (арендатор) заключен договор аренды N М-01-5100588 от 02.12.2003 земельного участка площадью 1300 кв. м, кадастровый номер 77:0106023:167, расположенного по адресу: г. Москва, Воронцовский пер, д. 5/7 стр. 1,2,3, предоставленный в пользование для благоустройства территории.
Пунктом 3.4 названного договора предусмотрено, что размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской федерации и/или г. Москвы, без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
В соответствии с уведомлением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 19.01.2012 N 33-ИТО-12/12 ежегодная арендная плата с 01.01.2012 за земельный участок составила 721 706 руб. 74 коп.
Истец письмом от 09.04.2013 обратился в Департамент с просьбой произвести перерасчет арендной платы за земельный участок из расчета кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на то, что с 01.01.2013 вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 года N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", и в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, поскольку арендная плата за земельный участок должна уплачиваться в процентном соотношении от его кадастровой стоимости.
Департамент письмом N 33-6-2848/13 от 12.08.2013 отказал истцу, указав, что по договору аренды действует арендная плата с 01.01.2012 в размере 721 706 руб. 74 коп.; оснований для перерасчета арендной платы не имеется, в соответствии с пунктом 4.2 постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 273-ПП не допускается пересмотр арендных отношений, приводящий к уменьшению арендной платы.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Стороны договора аренды обязаны руководствоваться ставкой арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая предписана соответствующим нормативным актом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав;
Согласно частям 1, 2 статьи 20 указанного Закона порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года, постановлением Правительства Москвы от 26.11.22013 N 751-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в целях перехода на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка утверждены ставки арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1, предусматривающее ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка) и установлено, что изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 г. осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы (в редакции, введенной постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП).
Как сказано выше, согласно пункту 3.4 договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор. При этом в случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации, и/или уведомления с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовым актом и без внесения изменений, дополнений в договор.
Таким образом, вывод судов об удовлетворении заявленных требований правомерен, соответствует статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеперечисленным нормативным актам, а также условиям договора аренды (пункт 3.4).
Судебная коллегия полагает необоснованной ссылку ответчика на пункт 4.2 постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым Департаменту предписано не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
Указанное предписание не может рассматриваться как исключающее возможность применения новых ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым утвержден переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю.
Указанная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 5-КГ13-63.
Довод ответчика о том, что суды необоснованно сослались на пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1010-ПП, который отменен постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП, несостоятелен в качестве основания отмены обжалуемых судебных актов.
Указание в решении и постановлении названного пункта постановления Правительства Москвы не привело к принятию судами по существу неправильных судебных актов.
Довод ответчика о неправильном толковании судами пункта 3.4 договора аренды свидетельствует о несогласии с произведенной судом оценкой доказательств, что не является установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2014 года по делу N А40-125199/13-7-1148 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О. И. Комарова |
Судьи |
Н. Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия полагает необоснованной ссылку ответчика на пункт 4.2 постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым Департаменту предписано не допускать пересмотр условий действия договоров аренды, приводящий к уменьшению арендных платежей.
Указанное предписание не может рассматриваться как исключающее возможность применения новых ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП, которым утвержден переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю.
Указанная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 5-КГ13-63.
Довод ответчика о том, что суды необоснованно сослались на пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1010-ПП, который отменен постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП, несостоятелен в качестве основания отмены обжалуемых судебных актов.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 января 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 мая 2014 года по делу N А40-125199/13-7-1148 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 сентября 2014 г. N Ф05-8712/14 по делу N А40-125199/2013