г. Москва |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А40-103424/10-28-884 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Нужнова С.Г., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца - Менжерес Д.А., доверенность б/номера от 01.09.2011 года, Шеховцов Д.С., доверенность б/н от 01.08.2010 года;
от ответчика - Хромов П.Ю., доверенность N 4-47-9113/1 от 24.10.2011 года, Дубчак Р.В., доверенность N 4-47-9090/1 от 19.10.2011 года,
от третьих лиц - никто не явился, извещены,
рассмотрев 18.01.2012 года в судебном заседании кассационные жалобы
Правительства Москвы и ООО "Пушкинский центр и К"
на решение от 16 августа 2011 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Яниной Е.Н.,
на постановление 30 сентября 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Овчинниковой С.Н., Тетюком В.И., Стешаном С.Н.,
по иску ООО "Пушкинский центр и К" (ИНН 7703293875) адрес: 103104, г. Москва, Тверской бульвар, д.23
к Правительству города Москвы (ИНН 7703035553, ОГРН 1027739813507) адрес: 125032, г. Москва, ул. Тверская, д.13,
3-е лицо: ГУК г. Москвы "Московский драматический театр им. А.С. Пушкина" (ИНН 7703035553) адрес: 103104, г. Москва, Тверской бульвар, д.23, корп.1
о расторжении инвестиционного контракта и взыскании 783.494.314 руб. 20 коп.,
по иску Правительства Москвы
к ООО "Пушкинский центр и К",
3-и лица: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Комитет по культурному наследию г. Москвы, Департамент финансов г. Москвы
о расторжении инвестиционного контракта,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пушкинский центр и К" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы о расторжении инвестиционного контракта от 08.07.2003 г. N ДЖП.03.ЦАО.00457, взыскании реального ущерба в сумме 104.279.884 руб. и упущенной выгоды в сумме 679.214.430 руб. 20 коп. В качестве третьих лиц по делу были привлечены ГУК г. Москвы "Московский драматический театр им. А.С. Пушкина", Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Комитет по культурному наследию г. Москвы, Департамент финансов г. Москвы.
Определением суда от 17.01.2011 г. данное дело было объединено с делом N А40-147814/10-6-1206 по иску Правительства Москвы к ООО "Пушкинский центр и Ко" о расторжении инвестиционного контракта от 08.07.2003 г. N ДЖП.03.ЦАО00457в одно производство.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 августа 2010 г. в удовлетворении требования ООО "Пушкинский центр и К" к Правительству Москвы о расторжении инвестиционного контракта от 08.07.2003 г. N ДЖП.03.ЦАО.00457, заключенного между Правительством Москвы, ООО "Пушкинский центр и К", ГУК г. Москвы "Московский драматический театр им. Пушкина", было отказано. Взысканы с Правительства Москвы в пользу ООО "Пушкинский центр и К" убытки в сумме 52.553.433 рубля 00 коп., расходы по оплате экспертизы в сумме 25.000 рублей. Кроме того, в удовлетворении иска Правительства Москвы о расторжении инвестиционного контракта от 08.07.2003 г. N ДЖП.03.ЦАО.00457, заключенного между Правительством ивы, ООО "Пушкинский центр и К", ГУК г. Москвы "Московский драматический театр им. Пушкина", было отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 года указанное решение было оставлено без изменения (т. 2, л.д. 23-26).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Правительство Москвы обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые акты в части удовлетворения иска о взыскании суммы убытков и направить дело в этой части на новое рассмотрение.
ООО "Пушкинский центр и К" также обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить принятые судебные акты в части взыскания суммы убытков и просил принять новое решение о взыскании с Правительства Москвы реального ущерба в сумме 104.279.884 руб. и упущенной выгоды в сумме 679.214.430 руб. 20 коп.
В обоснование кассационных жалоб заявители ссылаются на неправильное применение судами норм процессуального и материального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В заседании суда кассационной инстанции представители заявителей кассационных жалоб поддержали доводы своих кассационных жалоб и возражали против кассационных жалоб друг друга.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, согласно постановлению Правительства Москвы от 15.10.2002 г. N 844-ПП было принято предложение о реализации до 31.12.2008 г. за счет средств привлеченного инвестора ООО "Пушкинский центр и К" инвестиционного проекта по проектированию и строительству на земельном участке площадью 0,107 га, расположенном по адресу: Тверской б-р, вл. 17, стр. 7-8, многофункционального комплекса культурно-социального и жилого назначения, включающего экспериментальную сцену, производственно-художественные мастерские, репетиционные, административные помещения Театра, подземный гараж-стоянку и жилые помещения ориентировочно общей площадью 4830 кв. м. На основании указанного постановления между сторонами по делу и ГУК Москвы "Московский драматический театр им. А.С. Пушкина" был заключен Инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного проекта по строительства данного объекта. Дополнительным соглашением к указанному контракту срок строительства объекта был продлен до 31.12.2008 г. Для строительства этого объекта заявителю в соответствии с условиями Договора краткосрочной аренды от 08.04.2004 г. N М-01-510906 был предоставлен на срок до 31.12.2005 г. земельный участок площадью 0,107 га, имеющий адресные ориентиры: Москва, Тверской бульвар, вл. 17, стр. 7-8. Предметом контракта являлось строительство многофункционального комплекса Культурно - социального и жилищного назначения, включающего экспериментальную административные помещения Театра, подземный гараж-стоянку и жилые помещения, ориентировочно общей площадью 4.830 кв. м, в том числе: жилая часть - 2 700 кв. м; помещения Театра - 1 430 кв. м; подземный гараж - 700 кв. м (13 машино-мест). Размер общей площади Объекта, а также соотношение общей жилой и нежилой площади Объекта, площади машино-мест и площадей подземных пространств общего пользования гаража-стоянки подлежат уточнению на основании утвержденного МГЭ ТЭО путем оформления дополнительного соглашения к настоящему Контракту. При этом уточненные площади Объекта подлежат разделу между Сторонами в пропорции, предусмотренной п. 3.1, п. 2.1 статьи 2 Контракта. В соответствии с п. 2.2 той же статьи, дата ввода Объекта в эксплуатацию -IV квартал 2005 г.
Согласно п. 5.1.4. Контракта Правительство Москвы обязано оказывать ООО "Пушкинский центр и К" необходимое содействие в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Москвы, обеспечивать подготовку и принятие "Распорядительных документов", необходимых для реализации Контракта, согласно п. 1.5. Контракта.
В соответствии со статьей 5 инвестиционного контракта, инвестор принял на себя выполнение следующих обязательств: обеспечить строительство и ввод объекта в эксплуатацию за счет собственных средств, обеспечить выполнение условий освоения и содержания строительных площадок, включая обеспечение охраны и сохранности имущества, уборку строительных площадок и прилегающих к ним уличных полос, обеспечить инженерную подготовку территории в соответствии с выданными техническими условиями, подобрать по своему усмотрению заказчика - застройщика по проектированию и строительству объекта, заказать в Москомархитектуре исходно-разрешительную документацию на строительство инвестиционного объекта, осуществить снос строений 7 и 8 по Тверскому бульвару вл. 17, используемых ГУК города Москвы "Московский драматический театр им. А.С. Пушкина" на праве хозяйственного ведения (контракт от 11.11.1992 г. N 00-01496/92, от 16.10.1992 г. N 00-01459/92), разработать проект и рабочую документацию на строительство объекта в соответствии с исходно-разрешительной документацией, оформить договор аренды земельного участка на период проектирования и строительства объекта. 01 ноября 2004 года заявитель в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" обратился в муниципальное собрание внутригородского муниципального образования Пресненское в г. Москве с просьбой согласовать проект строительства многофункционального комплекса культурно-социального и жилищного назначения по адресу: Тверской бульвар, вл. 17, стр. 7-8. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2005 г. N 180-ПП строительство экспериментальной сцены, производственно-художественных мастерских Московского театра им. А.С. Пушкина по адресу: Тверской бульвар., вл. 17, стр. 7-8, было включено в перечень объектов, предлагаемых к включению в программу "Культура Москвы" 2005 - 2007 гг. с финансированием за счет внебюджетных источников.
16 июня 2005 года муниципальное собрание внутригородского муниципального образования Пресненское в г. Москве за N 20/4/142-МС приняло решение о согласовании проекта строительства многофункционального комплекса культурно-социальной жилищного назначения по адресу: Тверской бульвар, вл. 17, стр. 7-8. Департаментом земельных ресурсов Москвы и заявителем был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка на период строительства 23.06.2006 г. N М-01-513502 сроком действия до 31.12.2006 г. 20 октября 2005 года решением N 23/1/176-МС исполнение решения N 20/4/142-МС от 16 июня 2005 года было приостановлено до урегулирования возникшего конфликта с жителями. 16 ноября 2006 года муниципальное собрание внутригородского муниципального образования Пресненское в г. Москве решением за N 40/1/282-МС отказало заявителю в согласовании проекта строительства многофункционального комплекса культурно-социального и жилищного назначения по адресу: Тверской бульвар, вл. 17, стр. 7-8. Комитет государственного строительного надзора г. Москвы письмом от 28.11.2006 г. N 7/30-981-05 приостановил действие разрешения на строительство. Действие разрешения на строительство не было возобновлено. Срок действия Разрешения на строительство истек 20.01.2009 г.
На заседании Межведомственной комиссии при Москомархитектуре от 25.10.2007 г. было принято решение о том, что размещение многофункционального комплекса культурного и социально-жилищного назначения по адресу: Тверской бульвар, вл. 17, стр. 7-8, не соответствует требованиям постановления Правительства Москвы N 714-ПП от 21.08.2007 г. и является объектом точечной застройки. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2007 г. N 1121-ПП данный объект был также включен в Городскую целевую комплексную программу "Культура Москвы (2008 - 2010 г.г.).
Постановлением Правительства Москвы от 15.09.2009 г. N 999-ПП "0 расторжении инвестиционного контракта от 08.07.2003 г. N ДЖП.03.ЦАО.00457 на строительство многофункционального комплекса культурно-социального и жилищного назначения по адресу: Тверской бульвар, вл. 17, стр. 7-8", в связи с тем, что участок территории по адресу: Тверской бульвар, д. 17, стр. 7, 8, намеченный под строительство частично заходит за территорию имеющейся охранной зоны объектов культурного наследия и расположен в одном домовладении с вновь выявленным объектом культурного наследия, расположенном по адресу: Тверской бульвар, д. 17, стр. 4 (Главный дом городской усадьбы, XVII в., 1760-е гг., XIX в.) Префектуре ЦАО г. Москвы было поручено подготовить и представить в Департамент города Москвы по конкурентной политике соответствующие документы о расторжении контракта, для присвоения указанному контракту статуса "расторгнут" в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы, в связи с чем Постановление Правительства от 15.10.2002 г. N 844-ПП "О строительстве многофункционального комплекса культурно-социального и жилищного назначения по Тверскому бульвару, вл. 17, стр. 7-8" (пункт 4.1), являющегося основанием для заключения контракта, было признано утратившим силу.
Письмом от 25.03.2009 г. N 12-02/ПКЦ/0-09 инвестор обратился к ТОРЗ ЦАО Москвы с заявлением о расторжении с 18.12.2008 г. указанных выше договоров краткосрочной аренды земельного участка. Дополнительными соглашениями от 01.07.2009 г. договоры аренды земельного участка от 08.04.2004 г. N М-01-510906, от 23.06.2006 г. N М-01-513502 были расторгнуты. При этом в период действия инвестиционного контракта инвестору спорные строения для выполнения обязательств по реализации инвестиционного контракта фактически переданы не были. Таким образом, Правительство Москвы, принимая распорядительные документы, в отношении спорного инвестиционного контракта, лишило инвестора возможности дальнейшей реализации инвестиционного проекта в согласованном сторонами виде, что является нарушением п. 5.1.4 контракта.
Согласно ст. 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом, возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, а поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом.
Принимая обжалуемые акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что истец в виде реального ущерба документально подтвердил убытки лишь в размере 56.272.880 руб. Доказательства понесения данных убытков судом оценены и признаны соответствующими ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, суд обоснованно исключил из размера убытков затраты ООО "Пушкинский центр и К", понесенных по сделкам, заключенным ранее, чем был заключен непосредственно сам инвестиционный контракт, в частности: договору от 01.11.2002 г. на организацию работ по разработке проектной документации с ООО "Палатиум" на сумму 577.603,56 руб.; договору от 02.04.2003 г. N 89/8-03 с ПТО Московской городской организацией Всероссийского добровольного пожарного общества на сумму 47.700 руб.; договору от 15.04.2003 г. N 01-ТБ с ООО "Ресурсспецтехкомплект" на сумму 592.478,90 руб.; договору от 28.04.2003 г. N 03/6922 с ГУП "Моспроект-2" на сумму 235 440 руб.; договору от 20.05.2003 г. N 10 с ООО "Институт геобиосферных исследований" РАН на сумму 618 000 руб.; договору от 28.07.2003 года N 6968-Э с ГУП г. Москвы "Центр по выполнению работ оказанию услуг природоохранного назначения" на сумму 1.352 руб., а также работам по озеленению по Договору N 302-ПК от 24.05.2007 года на сумму 99.701, 85 руб.; затратам истца: по договору об оказании услуг по размещению автомобилей на городской служебной парковке от 20.12.2006 г. N С-07/07 сумму 189.696 руб., по текущему ремонту по договору подряда N 12 от 18.07.2005 г., 20.000 рублей; по договору возмездного оказания услуг N 5834 от 26.09.2005 г., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, уплаченные инвестором в рамках заключенного с соинвестором ЗАО "Карго Инвест" договора соинвестирования в строительстве жилого здания с подземным гаражом-стоянкой от 21.07.2006 г. в размере 48.007.004 руб., поскольку указанные затраты относятся к предпринимательской деятельности истца, которая осуществляется последним на свой риск (ст. 2 ГК РФ). При этом суд также обоснованно отказал в требованиях о взыскании с Правительства Москвы упущенной выгоды в размере 679.214.439 руб. 20 коп., поскольку заявитель не доказал, что указанные доходы он получил бы при полном исполнении Правительством Москвы обязательств.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационных жалоб подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 августа 2011 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2011 г. по делу N А40-103424/10-28-884, А40-147418/10-6-1209 оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Москвы и ООО "Пушкинский центр и К" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.