г. Москва |
|
8 февраля 2012 г. |
Дело N А40-36677/11-111-322 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Плюшкова Д.И.,
судей Завирюха Л.В., Федосеевой Т.В.
при участии в заседании:
от истца: Родина И.В. доверенность от 03.03.2011 г.
от ответчиков: 1) Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, 2) Новгородская область в лице Комитета финансов Новгородской области - извещены, явка представителей не обеспечена
рассмотрев 01 февраля 2012 года в судебном заседании кассационные жалобы Новгородской область в лице Комитета финансов Новгородской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 12 августа 2011 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Огородниковой М.С.
на постановление от 28 октября 2011 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Баниным И.Н., Катуновым В.И., Юрковой Н.В.
по иску ООО "Новгородское пассажирское автотранспортное предприятие-1" Д.У.
(ОГРН: 1035300300310, Великий Новгород)
о взыскании убытков
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ОГРН: 1037739085616, Москва), Новгородской область в лице Комитета финансов
Новгородской области (Великий Новгород)
УСТАНОВЛ:
"Новгородское пассажирское автотранспортное предприятие-1" Д.У. обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 24 697 867 руб. 65 коп.- убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан федерального регистра в 2009 году, и о взыскании с Новгородской области в лице Комитета финансов Новгородской области убытков- 4 568 739 руб. 86 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан регионального регистра в 2009 году.
Исковые требования заявлены на основании статей 8, 12, 15, 16, 426, 789, 790, 1064, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированны неисполнением Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации и Новгородской области в лице Комитета финансов Новгородской области обязательств по своевременной компенсации истцу неполученной от потребителей платы за оказанные услуги городских и пригородных пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный и региональный регистры льготников.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2011 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд, с учетом сложившейся правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации пришел к выводу о том, что истцом в установленном порядке доказан размер убытков, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
На указанные судебные акты Министерством финансов Российской Федерации и Новгородской областью в лице Комитета финансов Новгородской области поданы кассационные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения и постановления как необоснованных, а также о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска. В обоснование кассационных жалоб заявителями приведены доводы о том, что судом дана неправильная оценка расчету иска, представленным в дело доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права, не учтены указания Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данной категории споров.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения кассационных жалоб возражал по доводам мотивированных отзывов.
От Комитета финансов Новгородской области поступили ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, в котором приведены доводы в поддержку кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд кассационной инстанции не направило, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб и мотивированных отзывов на них, выслушав представителя истца, явившегося в судебное заседание, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, в обоснование исковых требований истец сослался на то, что он является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров городским автомобильным транспортом на платной основе. В 2009 году истцом предоставлялись льготы по проезду категориям граждан, отнесенных к федеральному и региональному регистру льготников. В результате предоставления бесплатного проезда гражданам в 2009 году истец понес убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот по перевозке указанной категории граждан в 2009 году.
В силу положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 октября 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Согласно статьям 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом о федеральном бюджете на соответствующий год в составе раздела "межбюджетные трансферты" утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, распределяемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 802 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Оценив представленные по делу доказательства суд пришел к выводу о том, что истцу были причинены убытки в результате обеспечения в 2009 году равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых, относится к ведению Российской Федерации.
При этом произведенный истцом расчет убытков признан судом документально подтвержденным и соответствующим требованиям вышеназванных нормативных актов Российской Федерации и Новгородской области.
Согласно статье 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Приложением 37 Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетные трансферты на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Установив факт того, что в спорный период денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров городским и пригородным транспортом, включенных в федеральный и региональный регистр, из бюджетов Российской Федерации и бюджета субъекта Российской Федерации в достаточном количестве не передавались, суд правомерно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований по иску.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов как с законными и обоснованными.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Постановлениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2011 года N 9621/10, от 05 февраля 2008 года N 12479/07 транспортная организация имеет право на возмещение расходов (убытков) в размере не полученной с льготных категорий пассажиров провозной платы.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Таким образом, доводы кассационных жалоб не могут быть признаны состоятельными, учитывая судебную практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сложившуюся по данной категории дел, и, выраженную в Постановлениях Президиума от 23 апреля 2007 года N 1476/07, от 05 февраля 2008 года N 16069/07, от 05 февраля 2008 года N 12479/07, от 23 июня 2009 года N 2992/09, от 25 января 2011 N 9621/10, от 26 апреля 2011 года N 17828/10, от 17 ноября 2011 года N 7452/10.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу решения и постановления.
Иная оценка заявителями кассационных жалоб фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований к отмене судебных актов по доводам кассационных жалоб, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь положениями статей 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 августа 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2011 года по делу N А40-36677/11-111-322 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Плюшков |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.